Сотрудник Патронажной службы Ирина Колтышева: «Окутать человека любовью могут только родные»
Ирина Колтышева, сотрудник патронажной службы буднично заходит в квартиру к подопечным. Ее ждет пожилая пара, нужно помочь супругу в уходе за лежачей женой, выполнить несложные бытовые просьбы.
– Доброе утро, Николай Александрович!
В ответ тишина. Ирина проходит в комнату и видит, как Николай Александрович склонился над кроватью больной жены.
– Сегодня год, как она лежит, – говорит он вместо приветствия. – Когда уже ты встанешь на ноги, дорогая моя Галинка? Ты же бегала у меня, вон какая здоровая была, а сейчас вся исхудала.
Он так часто с ней разговаривает, а Галина Владимировна в ответ только молчит. Она все понимает, но сделать ничего не может. После перелома шейки бедра она может только лежать. Супруги вместе уже 55 лет: воспитали детей, внуков. Столько прожито, столько всего было на их веку. И в радости, и в горе вместе. Выполняя очередную просьбу, Ирина наблюдает, как они по-стариковски ворчат друг на друга. Как она ему говорит: «уходи», а он ее обнимает. Николай Александрович ухаживает за своей женой, как может. Все пытается делать сам, и даже когда приходят помогать патронажные сестры, предлагает свою помощь. Но сейчас он и сам заболел, ходит по обследованиям, но все больше по направлению онколога. Уже не хватает сил ухаживать так, как раньше.
– Куда моя Галочка без меня? Надо жить, вот и хожу по больницам, лечусь, – говорит он Ирине.
– Не хотите ей сказать?
– Пусть лучше не знает, слабенькая она.
Вот так и живут: она молчит и не говорит ему, что не спит по ночам из-за боли, а он ей про опухоль. Живут и берегут друг друга, несмотря на болезни, потому что куда они друг без друга…
Этот патронажный адрес не единственный у Ирины. На втором адресе ее ждет 80-летняя бабушка. После инсульта она тоже не встает с постели. Ирина приезжает на адрес только раз в неделю, чтобы покормить, переодеть, сменить памперс. В остальные дни за пожилой женщиной ухаживает дочка. Благодаря помощи патронажной службы у нее есть возможность выбраться из дома и решить насущные задачи.
Ирина признается, что в Службу Милосердия ее привел Сам Господь. Рассказывает, что выросла в православной семье, пережила юношеский отход от веры и потом чудесное возвращение:
– Полтора года назад я была в паломничестве в Оптиной пустыни. Помню, как стояла в храме на коленях на могилке новомучеников и просила у Бога хоть каплю веры. Вера ко мне вернулась. И там же в Оптиной я встретила сотрудников московской службы помощи «Милосердие». Один из священников, бывших в составе группы, подсказал, что мне нужно найти в Екатеринбурге отца Евгения Попиченко, духовника Православной Службы Милосердия, и передать ему привет. Вернувшись домой, я приехала в Собор Успения, нашла батюшку, передала привет и познакомилась с дружной приходской семьей, которая меня приняла. А потом приняла меня и Служба Милосердия.
Ирина вспоминает, что первые ее подопечные бабушки, словно сговорившись, отправляли ее учиться медицине. Прислушавшись к советам, Ирина оставила светскую работу и достаточно успешное продвижение по карьерной лестнице и поступила в Свердловский областной медицинский колледж. Учится на 2 курсе и одновременно проходит школу патронажного ухода на адресах.
– Почему именно патронаж? Мне кажется, что ухаживать за пожилыми и немощными людьми – это бесценно. Они воспринимают тебя, как родную. Одна бабушка, например, из-за деменции плохо помнит людей. Когда я прихожу к ней, она радуется: «Доченька моя пришла! Доченька!» А дедушка все время норовит угостить меня шоколадками и очень расстраивался, если ему не удавалось ее приготовить. Это очень трогательно. Несмотря на сложности, с которыми приходится сталкиваться, каждый раз ты испытываешь волну любви.
За все время служения был только один момент, когда подопечная бабушка повысила на Ирину голос. Девушка признается, что даже не восприняла это на свой счет, «просто ей было больно из-за перелома шейки бедра». Ирина убеждена, что сестры милосердия и добровольцы играют важнейшую роль в помощи и самим подопечным, и их родным:
– Уход за полностью одиноким человеком отличается от ухода за тем, кто не одинок. Самый лучший вариант: мы поддерживаем родственников, помогаем им восполнить личные ресурсы, а они ухаживают за своими родными. Мы можем оказать помощь в уходе, но окутать человека любовью могут главным образом родные. Ну, а если таковых нет, то нужно попытаться сделать все, чтобы облегчить человеку боль физическую и душевную, – говорит Ирина.
На данный момент патронажная служба присутствует на 79 адресах, из которых 60 адресов навещают добровольцы и только 19 адресов сотрудники. Еще 65 подопечных обращаются в Службу с разовыми просьбами. Помощь пожилым осуществляется как на пожертвования, так и на средства, выделенные Фондом президентских грантов.