Как вести себя рядом с умирающим: несколько принципиально важных моментов
С чего начинается больничное служение? С прихода священника или сестры милосердия в больницу, с установления контакта с руководством лечебного учреждения и медицинским персоналом, с момента первой встречи с больным и страждущим или задолго до него, с обучения техникам ухода за больным или с определенной настройки сердца?
Самые «тонкие» и деликатные моменты в уходе за тяжелобольными и умирающими подопечными обсудили сестры милосердия, добровольцы и священники на семинаре по больничному служению. 91 участник из Екатеринбургской, Тагильской, Златоустовской, Челябинской, Курганской и Шадринской епархий, а также специальные гости – руководитель направления больничного служения Синодального отдела по благотворительности Наталья Шакуро и Фредерика де Грааф, психолог и рефлексотерапевт Первого московского хосписа им. В. Миллионщиковой. Мероприятие было организовано отделом социального служения Екатеринбургской епархии, Православной Службой Милосердия (Екатеринбург) при поддержке Синодального отдела по церковной благотворительности (Москва).
Большинство участников – не новички, у многих за плечами многолетний опыт окормления больниц (если говорить о священниках), опыт организации больничного служения и, конечно же, опыт личного соприкосновения с болью и страданием другого человека. Уникальность встречи обусловилась еще и тем, что на нее собрались верующие люди. А это значит, что все их мотивы прихода в больницу укоренены в православной вере и системе ценностей. Лейтмотивом встречи стала мысль о том, что прежде, чем состоится встреча человека (сестры милосердия, добровольца, священника, врача) и человека (больного, пациента), должна состоятся главная встреча – человека и Бога.
– Цель жизни христианина – это святость. А святость – это плод близости Христа нашему сердцу. Один из действенных способов привлечь Христа в сердце – это как раз служение милосердия, совершаемые во имя Господа Иисуса Христа, – сказал руководитель Православной Службы Милосердия, протоиерей Евгений Попиченко.
Участники семинара сошлись во мнении, что восприятие и настройка больничного служения через призму ценности милосердия является залогом того, что люди, несущие такое служение, будут максимально защищены от выгорания. Тему выгорания наиболее полно раскрыла Наталья Шакуро. Она обратила внимание на важности личной мотивации, отдыха и дисциплины в организации деятельности добровольцев, сестер милосердия и даже священнослужителей.
И далее участники делились друг с другом своими путями к правильной мотивации и вариантами преодоления сложностей работы «на местах»: установления контакта с руководством больницы, а также особенности работы с разными больными (психически нездоровыми, долго и тяжело болеющими, умирающими, взрослыми и детьми) и их родственниками. Так, например, сестра милосердия Татьяна Ананьина рассказала об опыте служения в паллиативных отделениях и подготовке к таинствам тяжелоболящих пациентов. А сестра милосердия Наталья Пономарева поделилась своим опытом постовой сестры в отделении онкологии и гематологии областной детской клинической больницы. Она вспоминала, как в начале своего служения была несколько растеряна и не знала, как и чем можно утешить родителей, у которых ребенок уходил в вечность:
– Теперь, по прошествии многих лет я понимаю, что утешение и опору в таких жизненных испытаниях можно находить только в Боге. «Да знают Тебя, истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17, 3).
Психолог и рефлексотерапевт Первого московского хосписа имени В. Миллионщиковой Фредерика де Грааф, духовная дочь митрополита Сурожского Антония (Блума), имеет многолетний опыт соприкосновения с тяжелобольными и умирающими. Она строит свою практику, опираясь на опыт и наставления своего духовного отца, и уверена, что важнее любых слов со-присутствие, со-бытие с подопечным:
– Нет единого рецепта, как говорить с больным и умирающим. Когда такой рецепт человек готовит, то у него нет открытости сердца, через которое только и можно увидеть, что происходит с ближним. Ведь недаром Экзюпери написал: «Самого главного глазами не увидишь. Зорко одно лишь сердце». Владыка Антоний радовался каждой встрече с человеком и не различал, верующий он или нет, ведь в каждом он старался видеть Образ Божий. Если человек оказывался неверующим, то владыка скорбел о нем, безгранично ему сострадая. Вот быть с человеком, слушая его, сострадая ему, молча и веруя, что Христос рядом, – это и есть, на мой взгляд, главная задача человека, оказавшегося рядом с больным или умирающим.
Говорить проще, чем молчать. Когда мы говорим, мы ставим себя (наши мнения, знания, планы) в центр мира. А чтобы услышать человека и быть с ним на 100%, нужно больше молчать, внимая человеку. Быть с ним и с собой и никуда не спешить, ничего не планировать, не скучать и смотреть в телефон, а сосредоточится на со-бытии. Это очень сложно. И в разы сложнее, если человек долго болеет и умирает. Не говори умирающему о Боге, не давай советы. Ему не нужны сейчас советы от тебя, ведь он уходит, а ты остаешься. Покажи умирающему всем своим отношением, что Бог есть, что Бог есть любовь.
В своем продолжительном выступлении Фредерика приводила примеры такого со-бытия с умирающим и подчеркивала что внимательное и доброжелательное со-присутствие и готовность выслушать очень часто помогает умирающему «сбросить камни с души», то есть покаяться, примириться с ближними, с собой и с Богом, уйти с миром. Ведь когда человек узнал о своем тяжелом положении, то все, что наполняло его жизнь, вдруг отпало, ушло. Он остался наедине со своим глубинным «Я», которое готовится не столько к смерти, сколько к вечной жизни. И он может перейти из состояния жертвы к состоянию победителя страданий.
Фредерика представила свои книги «Разлуки не будет» и «Открытость сердца», в которых делится своим опытом и важными правилами работы с тяжелобольными и с их родственниками.
– То, о чём нам говорит Фредерика, это и глубоко, и в этом чувствуется какая-то божественная правда по поводу бережного отношения к телу и очень бережного отношения к душе, когда надо больше слушать, чем говорить и давать какие-то рекомендации другому человеку. Просто его слушать. Просто побыть рядом. И не просто физически быть рядом, а быть с ним в глубине своего сердца. Мне кажется, эти мысли, данные Фредерикой де Грааф, очень важны, – отметила руководитель отдела милосердия отдела социального служения Екатеринбургской епархии Татьяна Ананьина.
– Этот семинар произвёл на меня очень большое впечатление. Всё, что я услышала о Боге, тишине, о молчании, о послушании - эти слова проникли в самое сердце. Фредерика де Грааф открыла для меня новую грань жизни, соучастие к людям, которые переживают уход своих близких. Благодарю Службу Милосердия и Синодальный отдел за помощь в организации такого мероприятия. Спасибо всем участникам и организаторам. Храни вас Господь! – поделилась впечатлениями от мероприятия Алла Рукавишникова, помощник благочинного Преображенского благочиния.
Семинар «Больничное служение священников, сестёр милосердия и добровольцев» состоялся при поддержке Фонда президентских грантов.