Шла помогать инвалиду, а нашла близкую подругу
Женщину на необычной коляске-велосипеде видели в Екатеринбурге многие. Несмотря на ДЦП, Катя Мороз участвует в крестных ходах, очень любит «покатушки» на горных лыжах, уверенно чувствует себя в седле, регулярно ездит в родной храм во имя праведного Серафима Саровского и делает еще много всего разного и интересного. Это как раз тот самый случай, когда ограниченные возможности здоровья стали поводом к работе над неограниченными возможностями личностной реализации. А точнее, над тем, чтобы все обстоятельства жизни помогали развить то, что вложил в эту личность Бог.
Чуть больше года назад Екатерина Мороз стала подопечной Православной Службы Милосердия, как раз тогда, когда отошла к Богу ее любимая мама Надежда, и Катя почувствовала бытовую беспомощность. Заявку на помощь приняла Патронажная служба, нашелся и доброволец – Лиля. Когда Лиля впервые приехала к Кате, то увидела человека, подавленного потерей. Лиля признается, что ее поразила бледность и беспомощность Кати. При этом Катя приветливо улыбалась. С этой улыбки и первой встречи и началась их общая история, которую они сегодня уверенно называют дружбой.
Дома у Кати уютно и светло, очень много икон и все приспособлено для того, чтобы ей легче было передвигаться. На 1 этаже подъезда, где живет Катя, есть специально оборудованный уголок под ее вело-коляску. Мамочка постаралась. За 46 лет совместной жизни они многое прошли вместе: вместе учились, реабилитировались, вместе ходили в храм, вместе учились доверять Богу и людям:
– Скоро полтора года, как мама молится обо мне уже с небес! Как и раньше моя мама доверяла меня Богу и Пресвятой Богородице, отпуская меня на веломобиле в храм зимой или на крестный ход через весь город. Гораздо спокойнее было бы маме, если б немощное дитя сидело рядом подле неё, но материнская любовь помогла ей отпустить меня. И этот её сила любви помогает и мне быть сильнее, надеяться на помощь Божью и Его Матери! – вспоминает о маме Катя.
Когда мамы не стало Катю продолжила навещать знакомая из храма и социальный работник. В череду посетителей встроилась и доброволец Лиля Лыжина. Находясь в отпуске по уходу за младшей дочкой, она написала руководителю Патронажной службы Татьяне Курлаевой, что хочет помогать, и попросила дать ей бабушку, к которой можно приходить и мыть пол. Но вместо бабушки в жизни Лили появилась Катя:
– Помню, что тогда я принесла с собой суп, чтобы сразу накормить Катю. А Катя ела и давилась, потому что в силу заболевания она не может глотать жидкое, нужна еда более плотной консистенции. Но это я узнала потом, а тогда она поела и поблагодарила. Чувства были очень необычными: и удивление, и сострадание, и боль за этого человека. Ведь месяц назад у нее умерла мама, и она осталась одна. Второй раз, когда я пришла к Кате, она ждала и улыбалась. Мы стали общаться и подружились. Теперь понимаю всё, что она говорит, и совершенно не замечаю каких-то особенностей, бросившихся в глаза при первой встрече. Я вижу личность, вижу добрые и красивые глаза, распахнутые навстречу миру и людям, как у ребенка. Всю жизнь я мечтала встретить православную верующую подругу, но никогда не думала, что это будет Катя, – говорит Лиля.
Несение с верой, смирением и благодарностью жизненного креста – это то, что все знакомые особенно подчеркивают в Кате. Это то, что привлекает к Кате людей и помогает дружить и общаться с ней на равных и даже как с духовно более старшей сестрой. Когда Екатеринбургскую митрополию возглавлял владыка Кирилл, то он тоже часто встречался с Катей. Она приезжала в епархию, они гуляли по территории и разговаривали. О чем, не знаю, но можно сказать, что это была духовная дружба.
Однажды в конце встречи владыка благословил Катю, и она поехала из епархиального двора на улицу. Тут-то она и поняла, что тормоза неисправны, и коляска, набирая скорость, несется на проезжую часть. На краю дороги Катя почувствовала, что кто-то хватает ее коляску сзади и вытягивает обратно на тротуар. Оказалось, что это владыка Кирилл, почувствовав неладное, побежал за коляской, догнал и остановил ее. Катя говорит, что и сегодня чувствует молитвенную поддержку дорогих ее сердцу людей и святых.
– У нее дома есть икона блаженной Матроны Московской с частицей гроба святой. Всегда, когда я прихожу к Кате, я прикладываюсь к этой иконочке. Вообще этот человек живет с осознанием присутствия в ее жизни Бога и святых. Она рассказала, что однажды завязла на коляске в снегу. И выбраться не может, и вокруг ни души, о помощи попросить некого. Тогда она стала взывать к Пресвятой Богородице и почувствовала, что кто-то с силой выталкивает коляску из снеговой каши. Обернувшись, никого не увидела. Вот такая у нее живая вера. Каждый день она благодарит Бога за всё и просит помощи во всех делах. Верит по-настоящему и доверяет свою жизнь Христу. Господь утешает и помогает. Появляются добрые люди и помощь, – рассказывает Лиля.
А еще Катя очень жизнерадостная, открытая, внимательная и благодарная. Зимой она попала в метель и потом делилась, что долго любовалась красотой, которая кружила вокруг нее. Любое рядовое событие может стать для нее маленьким или большим праздником.
– Однажды Катя обмолвилась, что хотела бы сходить в парикмахерскую. За чем дело стало? Мы даже коляску не взяли, так как салон находится в соседнем доме. Дошли под ручку, заходим в салон. Нам навстречу несколько пар удивленных глаз. Не часто такие посетители – это понятно. Я «работаю» переводчиком, рассказываю, что бы мы хотели. И вот через несколько минут сияющая Катя сидит в кресле и наслаждается стрижкой. Для нас это обыденность, а для нее праздник! – отмечает Лиля.
Ежедневно Кате нужна следующая помощь: положить еду в тарелку и подогреть, налить горячий чай в кружку и поставить трубочку, приготовить еду на неделю вперёд, почистить зубы. Периодически нужно помочь помыться, постричь ногти, прибраться дома, полить цветы и покормить рыбок или сходить в аптеку. При этом Катя обязательно пытается сделать что-то из вышеуказанного самостоятельно.
– Как она меня удивила однажды. Я пришла, а она сама помыла голову. Как?! А вот каким-то образом достала тазик, сумела открыть воду, скинула в тазик шампунь, открыла его зубами, развела пену и мотая головой, помыла волосы. А потом также и высушила. Это потрясающая жизнестойкость. А мы из-за любой ерунды и трудности можем сразу расстроиться! – рассказывает доброволец.
Подопечные патронажной службы бывают разные. Могут быть очень капризными, смирительными для добровольцев, некоторые достаточно авторитарно командуют. А вот Катя сама смиренна. Люди, которые навещают её, никогда не слышат указаний. Наоборот, она любую помощь и даже неточность в действиях добровольца принимает с благодарностью: «как скажешь», «все хорошо», «как получилось, так и слава Богу». Лиля говорит, что в добровольчестве она учится внимательно относится к человеку: больше слушать, не навязывать свое видение помощи:
– Иногда мне хочется сделать по-своему, так как мне так кажется быстрее и лучше, но я себя останавливаю, чтобы не печалить Катю. Она ведь промолчит, но ей все равно хочется, чтобы я угадала ее желание и отнеслась к нему с уважением. Это школа, уроки которой мне пригодились в общении с близкими, особенно с сыном-подростком. Я вижу, что если я по-матерински, буду настаивать на своем, то он, даже соглашаясь со мной, незаметно отдаляется. А если он поймет, что я слышу и понимаю его, то наши отношения вновь теплеют, он начинает слышать меня. Добровольчество в Патронаже учит меня послушанию через слушание другого человека. Что-то в этом есть, какая-то тайна, какая-то радость, – говорит Лиля.
Лиля всё чаще приходит на свой патронажный адрес вместе с дочкой Машей. Та тоже научилась понимать Катю, они вместе играют в мяч, о чем-то разговаривают. Маленькая Машенька тоже полюбила необычного друга на необычной вело-коляске. Их история продолжается.
Стать патронажным добровольцем можно, заполнив анкету, побывав на собеседовании и пройдя небольшое обучение. Помощь патронажным подопечным требуется всегда! И если вы найдете в своей рабочей неделе хотя бы 2 часа времени, которое сможете уделить одинокому и зачастую беспомощному человеку, то одной «болевой» точкой на патронажной карте города станет меньше.