Близкому поставили диагноз «рак». Как помочь?

«Дальнейшие обследования и лечение вы будете проходить в онкоцентре» – так звучит переломный момент в жизни человека. До этого были сомнения, надежды на напрасность страхов, тревога. Теперь наступает первая и от этого очень болезненная ясность – диагноз есть, впереди длительное лечение, дела придется отложить и планы пересмотреть. Реакция на этот переломный момент может быть самая разная. Кто-то устал бояться и ждать худшего, поэтому теперь ему легче, он активно приступает к действиям, ищет поддержки у друзей, ищет хороших врачей и так далее. А кто-то напротив замирает, замыкается, ограничивает круг общения, перестает работать, иногда даже перестает следить за собой. Жизнь словно отложена на потом и от этого еще страшнее, потому что «а будет ли это потом?»

Как помочь человеку, если он не хочет, чтобы о его болезни кто-то знал? Как реагировать близким и друзьям, естественно желающим ему помочь «как можно скорее»? С этими вопросами мы обратились к онкопсихологу и постовой сестре милосердия Татьяне Александровне Гашевой, которая девять лет несет служение в областном онкоцентре.

Правило принятия

Очень важно учитывать пожелания самого больного. Мы здоровы и смотрим на ситуацию извне, он болен, и он лучше знает свои потребности. На начальном этапе особенно важно дать человеку время и покой. Это нужно ему, чтобы принять новые условия жизни и уйти от мучительного неприятия болезни как факта случившегося.

Обратите внимание на состояние больного, на уровень наполненности его психических резервов. Если человек умеет справляться с переживаниями, надолго не впадает в печаль, уныние, не срывается в гневе, это говорит о том, что он чувствует себя защищенным. У него есть душевные силы для борьбы с болезнью. Напротив, если человек часто подолгу пребывает в печали или даже в депрессивном состоянии, постоянно возвращается к вопросу «за что мне это?», если возвращается к старым обидам и пережитым обстоятельствам, – все это говорит о том, что человеку еще нужно время для принятия болезни. Просто будьте рядом, уважая его сомнения, переживания и колебания.

Что ему в этом поможет? Осознание, что близкие и друзья рядом, они никуда не делись, они не испугались и не пропали. Они не обвиняют его, говоря «ты заболел из-за того-то», но принимают заболевшего любым, потому что любят его вне зависимости от изменений в его жизни или здоровье. Вот это полное принятие и уважение и помогут больному начать принимать себя. А когда ты принял себя и свою болезнь как новое условие жизни, тебе проще обращаться за помощью.

Правило времени

Узнав о том, что близкий заболел, многие родственники и друзья начинают суетиться. Они слышали, что в случае с онкологией нельзя упускать время, и с точки зрения медицины это так. Но есть еще и душевная, и духовная стороны жизни. В них время работает на человека, а не против него. И тут торопить, беспокоить человека не надо.

Нужно помнить, что на начальном этапе болезни все резервы (психические, иммунные, временные, финансовые), которыми обладает сам больной или его семья, направлены на борьбу с болезнью. Человеку важно разобраться с тем, что с ним происходит, к чему нужно быть готовым. Он ищет информацию, осмысляет ее, часто задается экзистенциальными вопросами (вопросами жизни и смерти), переоценивает свою жизнь и поступки – все это серьезная духовная работа, от которой не надо отвлекать человека. Когда важные вопросы будут больным решены, то и лечение пойдет быстрее и эффективнее.

Правило посредника

При этом важно, чтобы у болеющего человека был близкий друг, деликатный и понимающий, с которым еще до болезни сложились доверительные отношения. Через этого человека больному легче контактировать и с ближайшей группой поддержки и со всеми другими людьми, которые хотели бы ему помогать.

И давайте не забывать про близких родственников. Когда заболевает один член семьи, то страдают все остальные. Они также переживают, боятся, печалятся. Им тоже нужны помощь и поддержка. Вообще нужно запомнить простое правило: хочешь помочь больному – помоги его семье. Если есть возможность, предложите посильную помощь в решении повседневных задач (например, периодическая продуктовая помощь или помощь в доставке детей в садик/школу и обратно, или доставка больного на обследование, если у вас есть машина). Такая поддержка всегда снижает уровень тревоги и у близких, и у самого больного, гармонизирует атмосферу в семье, дарит родственникам больше времени и сил, которые они могут посвятить болеющему человеку.

Правило красоты

С началом лечения часто меняется и внешность больного. Он может похудеть, набрать вес, потерять волосы и так далее. В любом случае нужно говорить больному (особенно женщине) добрые слова и, как бы это странно не звучало, комплименты. «Ты все равно красивая, волосы отрастут, у всех отрастают. Попробуем потом короткие стрижки. Проблемы с кожей? Это временное явление, реакция на лечение. Это потом пройдет. Зато ты постройнела. Хочешь купить новое платье по фигуре?». Да, внешность может меняться, но наше любящее и полное заботы уважение к человеку не должно измениться!

Напротив, болезнь должна еще более улучшить отношения между людьми. Ведь не случайно она послана Богом. Теперь есть время для более длительных совместных прогулок, разговоров о главном, есть время для подарков без повода. Выходите вместе не только в онкоцентр, но и в любимые красивые места. Чаще совершайте небольшие путешествия. Не торопитесь! Все, что мы приносили в жертву ежедневной суете, должно вернуться в нашу жизнь и украсить ее.
В итоге вы перестанете чувствовать себя обделенным, обиженным, подставленным, преданным. И заметите, как ваша жизнь наполняется благодарностью, благодарностью за все: за мелочи и важное, за прошлое и настоящее, благодарностью людям и Богу.

Напомним, что онкобольные в Екатеринбурге могут получать всестороннюю поддержку:

– Поддержка онкопсихолога по телефону 8 953 606-08-58 (Татьяна Александровна Гашева)

– Получение финансовой поддержки в ходе лечения

– Выездная хосписная служба Екатеринбургской епархии (консультативная помощь онкобольным). Руководитель Елена Станиславовна Шарф, телефон 8 912 249-87-45

– Выездная бригада патронажной службы – проведений консультаций по основным правилам осуществления ухода. Телефон диспетчера патронажной службы – 8 900 045-28-95

– Всероссийская горячая линия психологической помощи онкологическим больным и их близким (круглосуточно) по телефону 8 800 100-01-91

23 февраля 2023г.
M3 v.688