Ухаживать так, чтобы не уронить человеческого достоинства

Как наладить уход за тяжелобольным человеком, чтобы он не чувствовал себя в тягость и чтобы ухаживающие не надорвались душевно и физически? Как одеться, если собираешься проводить гигиенические процедуры? Зачем учить иностранные языки, периодически менять маршрут от дома до работы и как все это связано с деменцией? Эти и многие другие вопросы были подняты на занятиях по уходу за тяжелобольными людьми.

21 января 2023 года Православная Служба Милосердия провела традиционную Школу по уходу за тяжелобольными людьми. На занятия в Школе по уходу собрались 36 человек. Теория и практика ухода за тяжелобольным, лежачим подопечным, разнообразные методы поддержки тех, кто осуществляет уход, новейшие средства и приспособления, облегчающие этот процесс, а также консультации психологов и врачей – все это сотрудники патронажной службы объединили в интенсивный однодневный курс. Сделать эти занятия бесплатными для участников стало возможным благодаря субсидии «Помощь в радость».

Организаторы отметили, что в этом году интерес к занятиям в Школе по уходу проявляют не только родственники тяжелобольных людей, патронажные сестры милосердия и добровольцы, но и люди, у которых пока нет подопечных. Участников разделили на три группы по 12 человек: пока одни исследовали тему деменции, другие, расположившись в спортивном зале, осваивали практику по уходу, а третья группа обсуждала принципы организации ухода за тяжелобольными.

– Аудитория собралась очень заинтересованная, по ходу занятий люди задавали множество вопросов. Радостно, когда в конце дня люди подходили и тепло благодарили, а мне самой хотелось поблагодарить их за внимание к такой непростой теме, – рассказала Наталья Костарева, одна из лекторов Школы.

Доброволец Вера Пыжьянова убеждена, что такую Школу должен пройти каждый, у кого есть родители:

– Понять, как правильно перестилать постель под больным, который не может двигаться или не понимает тебя. Как бережно и уважительно помыть его прямо в кровати и переодеть, чтобы не уронить его человеческого достоинства. Узнать, что во время кормления нужно непременно периодически давать воду в ложечке, чтобы во рту не оставалось непроглоченной пищи. Как вести себя с близким, у которого наступила деменция. Об особенностях людей с болезнью Альцгеймера. О необходимых при таких состояниях диетах и витаминах. На лекции нам даже показали зарядку для мозга и нервной системы, которую важно делать не только с тем, за кем ты ухаживаешь, но и самому – каждое утро, чтобы в старости, как говорят, «оставаться в уме трезвой памяти».

Вместе с сестрой милосердия Татьяной Ананьиной учились стелить постель так, чтобы не навредить больному, закрепить простынь так, чтобы не спровоцировать пролежни, грамотно укладывать подушки, перемещать больных с помощью скользящих простыней и менять подгузник взрослому человеку. Здесь много тонкостей, без которых можно потерять массу драгоценного времени и вывести из терпения близкого человека.

Я сама вместе с сестрами милосердия попробовала перестелить постель и сменить пеленки больному, который весит в несколько раз больше меня. Вместе было не просто, думаю, в одиночку это еще сложнее, но, по крайней мере, знаю теперь, как это сделать правильно и где могут быть ошибки. И большим открытием для меня было то, что больного – слабого, лежачего – просто необходимо заставлять двигаться, хотя бы понемногу.

Я много слышала про пролежни, но даже не представляла, как это выглядит и насколько опасно. Это просто кошмар. Большое спасибо Ольге Викторовне за подробную инструкцию, как их обрабатывать, каким должно быть питание в этот период и главное – первые симптомы и меры профилактики.

Возможно, кто-то скажет, что все это можно узнать из интернета, но мне кажется, никакие видеоинструкции и статьи не заменят пяти часов живых занятий с преподавателями, у которых огромный личный опыт в уходе за тяжелобольными. Нам рассказывали о современных приспособлениях и оборудовании, препаратах для ухода, их особенностях и чем можно при необходимости заменить, делились личным опытом, и мне кажется, это особенно ценно. А еще нам все время напоминали об уважении, о любви, о человечности, как помогать без раздражения, как разговаривать, чтобы человек, за которым ты ухаживаешь, не чувствовал себя обузой и вещью.

Я пошла на занятия, так как убеждена, что лучше знать заранее, как правильно, и, по возможности, уметь, чем судорожно искать в интернете ответы, как исправить последствия тогда, когда на это уже нет ни сил, ни времени. Среди участников было много тех, у кого близкие лежат и уже давно, и педагоги очень корректно и мягко поддерживали их, отвечали на очень личные вопросы, старались помочь и поддержать. Большое спасибо педагогам и Православной Службе Милосердия за такую возможность.

Диспетчер патронажной службы Юлия Василевская не просто записывала желающих посетить занятия Школы, но и сама стала ученицей:

– Я была на занятии, посвященном работе с подопечными, у которых развита деменция. Впечатлило, что это заболевание в последнее время сильно помолодело, первые признаки могут появиться даже в 40 лет. А так как лекарства от этой болезни еще не изобрели (кроме поддерживающих препаратов), она будет прогрессировать. Но лектор Наталья Костарева нас все же обрадовала – деменция поддается профилактике.

Она дала множество полезных советов и по витаминам, и по питанию, и по организации интеллектуальной жизни. Оказывается, чтобы не давать мозгу лениться, нужно загружать его различными заданиями, постоянно учиться новому, учить стихи наизусть или иностранные языки, вплоть до того, что периодически менять привычный маршрут от дома до работы. Кроме того, сразу провела экспресс-тест на наличие признаков деменции, но не для того, чтобы выявить ее у кого-то из слушателей, а для того, чтобы мы могли это сделать с нашими пожилыми родственниками. Было очень интересно. Благодарю всех наставников и участников!

Доброволец с многолетним опытом ухода за пожилыми людьми Ксения Абзалутдинова поделилась, что в ходе занятий ей удалось не только освежить имеющиеся знания, но и побывать в роли пациента:

– Емкая и доступная подача хорошо структурированного материала – это отличительная черта Школы.

Например, легко запомнить общее правило обработки пролежней и ран – «сухое лечим сухим, а мокрое – мокрым». Знания укладывались в понятную схему. В ходе занятий появлялись ответы на давно интересующие вопросы. Например, стало открываться, почему так или иначе ведут себя подопечные, да даже и ты сам. Поговорили о профилактике деменции, о важности заботы об ухаживающем («Правило кислородной маски в самолёте»). Вспомнили, как важно общаться друг с другом, с новыми людьми, получать новые знания для работы мозга. На практическом занятии учились перестилать постель, менять пеленки и подгузники у лежачего пациента. Интересно, что мне удалось самой оказаться в роли пациента. Осознала, что помощь принимать труднее, чем ее оказывать. Спасибо сестрам и преподавателям за прекрасно организованные занятия.

Школа по уходу будет проходить несколько раз в году. Записаться можно заранее по телефону +7-900-045-28-95.
25 января 2023г.
M3 v.688