Дети всегда ищут повод и человека, чтобы рассказать свою боль
Сестра милосердия Галина Александровна Кривоногова выходит на пост в детских отделениях областной психиатрической больницы еженедельно. Послушание непростое – каждый раз приходится соприкасаться с душевной болью, недетскими вопросами и проблемами. Самое легкое и ненужное в ситуациях общения с такими детьми – это спросить «как дела?» и, услышав в ответ «нормально» или «хорошо», побежать дальше. Не вникая. Одна из важнейших задач постовой сестры милосердия – как раз вникнуть. Это и есть самое важное дело.
– Не только дети, но и многие взрослые формальным ответом «хорошо» или «нормально дела» привыкли закрываться от лишних вопросов. Для моих подопечных эти ответы – еще и блокировка, защита от вмешательства взрослых в их личное пространство. Может возникнуть недоумение: «Почему же они закрываются и не просят о помощи?». Ответ простой – не хотят получить очередную порцию осуждения.
Но если они видят искреннюю заинтересованность и сочувствие, неформальность вопроса, чувствуют духовную и душевную поддержку, то постепенно раскрываются. Ведь им очень часто хочется поделиться наболевшим. Это нам кажется, что у них детские проблемы, не стоящие таких переживаний и таких стрессов со страшными последствиями, вплоть до ухода из жизни. А у ребенка все очень серьезно, и к каждой, как кажется, мелочи надо подойти очень серьезно, – говорит Галина Александровна.
Индивидуальный разговор с подростком требует большого внимания, проникновения и ответственности за каждое слово. Даже облачение сестры милосердия играет тоже свою большую роль и тем более ее профессиональные навыки психолога, педагога, специалиста по взаимодействию с самыми разными категориями подопечных. Общение, как правило, начинается во время общих занятий и встреч. Первое поверхностное знакомство, оценка пришедшего взрослого – на таких занятиях сестра милосердия чувствует, что находится под прицелом десятка внимательных глаз. Дети всегда ищут повод и человека, чтобы поделиться своей болью. Здесь нужно быть максимально искренней и одновременно сосредоточенной.
– Иногда я вижу, что ребенок внимательно смотрит на меня, следит за каждым движением, будто ищет повод или удачный момент, чтобы подойти и что-то сказать, но не решается. Если сразу к нему подойти и задать вопрос, то можно испугать или оттолкнуть излишним вниманием. Поэтому в таких случаях я стараюсь быть поблизости и показать, что я максимально открыта для каждого, кому это нужно. Как правило, через некоторое время ребенок сам находит момент и повод начать более личный разговор. И в таком разговоре твои слова приобретают иную значимость для ребенка.
В основном проблемы, о которых хотят поговорить дети, связаны со взаимоотношениями. Эти взаимоотношения либо есть и они проблемные (со сверстниками или родственниками), или их не хватает и это тоже проблема.
Маша живет в детском доме с 12 лет, когда ее родителей лишили родительских прав. Сейчас ей 17, она самая старшая в детском отделении. Попала в больницу, как она сама рассказывает, из-за «буйства характера, несогласия и протестов». Но поговорить она хочет не об этом, потому что во многом сама понимает причины своих бунтов. Скоро совершеннолетие, и перед Машей стоит вопрос самостоятельной жизни. Обсуждали ее планы. Видно, что этот вопрос для нее очень важный и давно назрел. Маша задумывается о профессии повара, хочет заручиться поддержкой и как-то укрепиться в своих мыслях. Дай Бог, чтобы рядом нашлись люди, которые поддержат ее в самостоятельной жизни.
Степа рассказывал о себе, что он был примерным парнем и хорошо учился в школе. Случайно попал в компанию и просто был потрясен независимостью и смелостью одного из ребят. Он стал «ходить за ним, как привязанный», во всем подражал ему, верил каждому слову. Степа сейчас называет это одержимостью. А тогда он полностью забросил все свои интересы, школу, потому что у друга был совсем иной мир. В новой компании у парня началась, как ему казалось, «взрослая жизнь», с алкоголем и криминальными ситуациями. «Удивляюсь, что остался жив». Даже в больнице он считает, что не переборол эту зависимость, зависимость от друга. Но уже анализирует все, что с ним произошло и старается сделать выводы.
Алена задает вопрос: «А что такого, если меня тянет к девочке, не как к подруге? Ну, вы понимаете...». Тут без разговора о Боге и о человеке, как образе Божием, не обойтись! Некоторые дети все слышат впервые. Но то, что дети тянутся к этой информации, и умолкают, и замирают, когда говоришь о Творце и видишь, что души откликаются, – это ценно!
Сережа выглядит, как ученик начальной школы, но ему 14 лет. «Я умственно отсталый», – он не стесняется говорить о себе вполне искренне и открыто. «Первое, что я сделаю, когда приду домой, попрошу у мамы прощения! Я ее обидел». Сережа рассказывает, что мама часто сердится и раздражается на него из-за того, что он любит раскраски и часто просит их купить. Но он не обижается на нее, «у нее тяжелая работа и много забот».
Дети в больнице почти всегда оправдывают своих мам, даже если мамы пьют и лишены родительских прав. Здесь, в этих стенах, им очень нужно тепло и поддержка родного человека! Кроме того, в больнице обостряются все чувства, и очень остро не хватает близких людей, теплых слов, простого внимания, и разлука кажется бесконечной. Наверное поэтому каждое наше творческое занятие или беседа вызывает такой бурный отклик.
«Возьмите меня, возьмите меня!» – так встречают дети, зная, что сегодня будет занятие, ведь можно будет отвлечься от больничной реальности и что-то сделать для любимой мамы или воспитательницы в детском доме. Не у всех все получается, и руки не очень слушаются (тут и лекарства сказываются). Но какая же радость, когда работа закончена и в руках самый красивый цветок или замечательная открытка!
«Такое настроение», – говорит Оля, девочка из детского дома. На ее руках видны уже заживающие порезы... Коля достал из кармана смятый листочек в клеточку с цифрами. Это календарь, где он зачеркивает каждый день, прожитый в больнице. Считает, сколько же еще осталось до возвращения домой! «А я не хочу домой» – говорит другой мальчик Саша. – «Здесь лучше, дома все пьют и дерутся»...
«Возьмете меня сегодня на мастер-класс? Я хочу сделать открытку и написать маме, чтобы она мне позвонила».
Сестринское служение в областной психиатрической больнице длится 11 лет. До этого в учреждение приходили только добровольцы. После окончания карантина по коронавирусу добровольцы и сестра милосердия начали работать в тандеме. Несколько раз в неделю они приходят в разные отделения, чтобы охватить своим вниманием и оказать поддержку как можно большему числу детей.
Поддержать помощь детям в психиатрической больнице просто – поучаствуйте в сборе на материалы для творческих мастер-классов, которые мы вручим в День знаний всем подопечным, проходящим длительное лечение.