Помоги моему неверию!
Священник из Казани стал практикантом и одновременно участником Евангельских встреч, которые проводятся в Службе психологической помощи «Ладья». В Татарстане действует подобная служба, где трудится преподаватель кафедры Церковно-практических дисциплин Казанской духовной семинарии и ведущий радио «Вера. Казань» иерей Алексий Павлов. Отец Алексий давно искал интересную форму совмещения просветительской и психологической работы, поэтому когда в Казань для обмена опытом приехали представители екатеринбургской Православной Службы Милосердия и рассказали о «Евангельских встречах», батюшка понял – возможно, это то, что надо! И приехал в Екатеринбург, чтобы не просто услышать, но и увидеть, поучаствовать, прожить.
Какая часть Библии наиболее читаема в нашем малочитающем сегодня обществе? Скорее всего, это Евангелие. Знаю, что многие люди читают Евангелие, но плохо понимают смысл, иногда к чтению относятся магически… Главное прочитать, даже не понимая… Я посоветовалась с духовником и решила попробовать начать с чтения Евангелия от Матфея. Основная цель этого чтения – введение Евангелия в жизнь конкретных людей, которые его читают, встреча с этой книгой и в итоге встреча с Богом. Так родилось название – «Евангельские встречи».
И вот встречаемся уже шесть лет, а они все также дороги и мне, и участникам. Всегда готовлюсь к ним с радостью и особым трепетом. Поэтому когда позвонил отец Алексий из Казани и попросил по телефону поделиться опытом ведения «Евангельских встреч», то я недолго думая пригласила его приехать в Екатеринбург. Ведь по телефону можно лишь передать теорию, да и то в общих чертах, а передать опыт проведения встреч невозможно, – рассказала Надежда Гавриловна Валинурова,
Батюшку встретили как дорогого гостя, программа получилась очень насыщенная. Сначала была встреча в Соборе Успения с настоятелем и духовником Службы Милосердия, протоиереем Евгением Попиченко. Затем отец Алексий побывал с монастыре во имя святых царственных страстотерпцев на Ганиной Яме и в Храме-на-Крови, где для него провели экскурсии. А под вечер он уже сидел в небольшой уютной комнате, где и проходят «Евангельские встречи».
– В этот вечер участников собралось очень много. Был момент, когда даже скопилась небольшая пробка на входе. Люди стоят, а места уже нет. Поэтому мы быстро перешли в другое более просторное помещение. А народ все подходил и подходил – 25 человек. В последнее время количество посетителей значительно выросло. Так получилось, что в этот раз мы читали одну из самых сложных для толкования притч – притчу о неправедном домоправителе из Евангелия от Луки. Говорили о том, почему Бог призывает нас быть изобретательными в деле стяжания добродетелей, о том, что такое верность в малом и почему это важно для спасения. Как всегда, было много конкретики, высказываний, личных примеров и вопросов. Мы не принижаем Евангелие, сводя его к бытовому уровню, но стараемся всегда задаться вопросом: «Что для меня сейчас значит тот или иной евангельский отрывок, слова Христа, притча и так далее?».
На этот раз тема «верности в малом», важности мелочей совершенно неожиданно для меня раскрылась в соблюдении правил дорожного движения. Перебегать ли дорогу на красный свет, если поблизости нет ни машин, ни детей, которым ты мог бы показать дурной пример? А по ходу обсуждения добавился еще один вопрос – как воспитывается эта верность в малом? Несколько участников, в прошлом военные, поделились, насколько это важно – довести важные мелочи до автоматизма. Важно, потому что от них может зависеть жизнь других людей.
Один из главных результатов встреч людей с первоисточником и святоотеческим толкованием – это укрепление веры, они лучше начинают понимать, что же это такое – православие. Но кроме того, в ходе обсуждения происходит и проработка личных и семейных психологических проблем. Конечно, это началось не сразу, не с первых встреч, а только после того, как установилась доверительная атмосфера в группе, люди поняли, что здесь их примут, постараются понять и поддержать. Например, один из участников присоединился к нам в состоянии депрессии. Он сначала только молчал, даже когда мы предоставляли ему слово. Прошло время, он начал высказываться, перестал смущаться, бояться, прятаться от окружающих, а параллельно с помощью врачей вышел из депрессии в устойчивую ремиссию. Или недавно женщина пришла на встречу уже во «взведенном состоянии». Проблемы с пьющим родственником, страхи за взрослого сына, у которого отец требует деньги на выпивку. В ходе беседы она рассказала о своих переживаниях. Но в итоге ушла с поддержкой: что отношения взрослого сына и отца – это отношения двух взрослых мужчин, и ответственность не на ней, а на них, что она может сыну подсказывать, если у него возникнут вопросы, давать или не давать отцу деньги, которые тот, скорее всего, пропьет и так далее. То есть она ушла не с ощущением, что все плохо, а с пониманием, что в нашей жизни участвует Бог и что ситуация может измениться. И эту поддержку мы ищем не в себе и в своем опыте, а в Евангелии.
Сколько бы мы ни читали Евангелие, оно всегда будет по-новому нам раскрываться. Потому что меняемся мы, контекст нашей жизни, жизни наших близких, меняется состав участников «Евангельских встреч». Новизна и эффект открытия, уверена, будет здесь всегда.
Кроме этого есть еще один важный момент – у участников формируется круг общения. Часто бывает, что когда человек приходит в храм, у него естественным образом отпадают некоторые прежние знакомые и друзья. Бывает и так, что нового круга общения не формируется, потому что люди пришли в храм, помолились и разошлись. А желание пообщаться с теми, кто тебя поймет, кто может что-то посоветовать, элементарно выслушать, остается. Не все можно обсудить в ходе исповеди, ведь исповедь – это не беседа. Да, существуют индивидуальные беседы со священником. Но вот есть и такая форма общения. Кстати, нашего казанского гостя очень быстро вывели из состояния наблюдения: начали задавать ему вопросы: «А вы как думаете? Почему так?».