Патронажный батюшка с веселым сердцем
18 июня 2021 года после тяжелой болезни отошел ко Господу священник Димитрий Муравьёв, который много лет окормлял самых разных подопечных Православной Службы Милосердия. Начинал свое социальное служение с окормления городской травматологической больницы № 36: служил молебны для пациентов и сотрудников, обходил палаты, отвечал на вопросы. Но потом появился патронаж, и было заметно, что к патронажным подопечным отец Димитрий отправлялся с особым чувством сердца, относясь к ним, как к «родным старикам». Как говорил отец Димитрий, к бабушкам он привык настолько, что уже не представляет жизни без этого ежемесячного вояжа по адресам.
Окормление священником больных и немощных должно быть обязательно, без него полноценного служения быть вообще не может. Ведь Церковь – это, прежде всего, любовь Христова, которая является в мире через членов Церкви, и как раз одна из форм проявления этой любви – это социальное служение и собственно участие священника в этом служении.
Вспомним батюшку вместе с сестрами милосердия. Татьяна Курлаева, руководитель Патронажной службы:
Он относился к своему служению с благоговением. Например, он никогда не садился за руль, когда на груди вез Святые Дары в дароносице. И водителя просил ехать аккуратно, притормаживая на неровностях дороги, объезжая возможные ямки. Все ради Христа, Которого он нес.
Несколько недель назад я выслала отцу Димитрию статью о нашей подопечной Клавдии Викторовне, которую он много лет навещал. Эта бабушку батюшка навещал раз в месяц, и было видно, что он ее особенно любит. А вот и сам отец Димитрий отошел ко Господу… Буду молиться и за него, а он, надеюсь, нас не оставит своей молитвенной поддержкой.
Из интервью отца Димитрия Муравьева о социальном служении священника:«Соприкасаться с человеческими страданиями действительно нелегко и малоприятно, но Церковь, призванная нести в мир любовь Христову, не может проходить мимо. А Церковь – это не Патриархия, не епархиальное управление, не Отдел социального служения, не стоящий поблизости храм, Церковь – это все мы».
Татьяна Гендриевна Ананьина, руководитель Отдела милосердия:
– Когда я трудилась в Патронажном направлении, мы несколько раз подряд ездили с отцом Димитрием к подопечным. Машинка у меня была старенькая, проблемная, и однажды случилось происшествие, которое раскрыло для меня этого человека. Мы возвращались после посещения подопечных в храм, и вдруг машина «закипела». Выяснив в общих чертах проблему, я вызвала автоэвакуатор и предложила отцу Димитрию вызвать такси, чтобы добраться до храма. Ведь неизвестно, насколько затянутся мои мытарства с машиной. Но батюшка отказался и пробыл со мной все время. Он даже предложил мне деньги на эвакуацию и ремонт, так как считал, что мы делаем общее дело, поэтому и с машиной должны разобраться общими силами. Я была потрясена, что он меня не оставил, и до сих пор благодарна ему за поддержку в тот день, за доброе слово, советы, помощь.
Другой случай тоже был «дорожный». Одна машина повредила нам зеркало заднего вида. Отец Димитрий как был, в облачении вышел из машины и провел переговоры с виновником. А вечером еще прислал добровольца, чтобы мы вместе сходили в ГИБДД для оформления возмещения ущерба. Для меня эти ситуации показывают, насколько полно батюшка разделял заботы и трудности ближнего – заповеди в действии. Это очень ценно в наше время!
К подопечным батюшка приходил не только со словами утешения, но и с шутками. Не раз наблюдала, как влияет его приход на пожилых людей: бабушки не всегда понимали, о чем шутит батюшка, но словно подхватывали его бодрое и доброе настроение. А ведь им это так важно в ежедневном терпении своих немощей. Чувствуя духовную заботу и душевное тепло, они в свою очередь старались угостить его чем-нибудь, проявляя так свою любовь и благодарность. Вечная память дорогому отцу Димитрию, батюшке с веселым сердцем!
Елена Яковлевна Борщик, руководитель направления «Помощь детям»:
Однажды я сама пришла к нему и поделилась своими переживаниями по поводу «дурного и неисправимого характера». Меня смущала излишняя чувствительность, переживательность, восприимчивость, открытость. А батюшка вдруг сказал: «А ведь у этого всего есть вторая сторона медали. Благодаря этим особенностям вы можете быть внимательны и неравнодушны к другим людям. Подумайте над этим». Для меня это было огромным утешением и вразумлением.
Из интервью отца Димитрия Муравьева о жизни и смерти:
«Впервые придя на адрес, я убедился в том, что теоретически понимал и до этого, – жизнь имеет свой конец, ее завершение начинает проявляться уже здесь. Тело – оно имеет временное существование, его здоровое состояние длится очень ограниченный отрезок времени. До определенной поры ты здоров и молод, потом внезапно может найтись какая-то болезнь, которая буквально в 3-4 месяца превратит тебя в инвалида. Это наводит на размышления, на переосмысление собственной жизни, вообще жизни человека – насколько все тленно. Этот завершающий этап жизни у одного будет более, а у другого менее болезненным, но все равно будет кончина и предшествующий ей период, который потребует от нас душевной и духовной готовности. И становится яснее ясного, что времени больше нет, надо прямо сейчас меняться».
Упокой, Господи, душу преставльшегося раба Твоего Димитрия, прости ему вся согрешения вольная и невольная и даруй ему Царствие Твое Небесное. Укрепи, Господи, матушку Ирину со чадами и всех духовных чад батюшки