Наставничество должно стать национальным проектом

– Проект по развитию наставничества в воспитательных сиротских учреждениях – это то, в чем государство сегодня очень заинтересовано. Мы видим, что все чаще и чаще различные НКО, занимающиеся наставничеством, получают грантовую и административную поддержку. А это означает только одно – больше нельзя откладывать переосмысление работы с детьми-сиротами на всех уровнях, – убеждена руководитель направления «Помощь детям» Православной Службы Милосердия Елена Яковлевна Борщик.

Отдать на откуп только НКО или только государству развитие нового механизма помощи детям-сиротам и подросткам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, неправильно. Потому что воспитанник и в дальнейшем выпускник воспитательного учреждения входит в жизнь большого общества и должен стать полноценным гражданином государства, а не его балластом. Сегодня же в силу неразвитости института наставничества выпускники детских домов представляют из себя «социальный балласт», который переходит из детского дома в тюрьму, на поруки благотворительных фондов, приютов и так далее.

Круглый стол, посвященный проблемам наставничества, был инициирован региональным министерством социальной политики и Отделом социального служения Екатеринбургской епархии. Мероприятие объединило представителей некоммерческих организаций, работающих в сфере социальной помощи детям и подросткам: «Семья детям», «Открытый город», Свердловский областной центр по борьбе со СПИДом, Свердловская региональная общественная организация «Парус», а также проект «Путевка в жизнь», в котором принимают участие сотрудники и добровольцы Православной Службы Милосердия.

– Как бы мы ни старались, все равно часть детей будет оставаться в учреждениях государственного воспитания, – отметил присутствовавший на встрече уполномоченный по правам ребенка в Свердловской области Игорь Рудольфович Мороков. – Я говорю в первую очередь о детях с ограниченными возможностями здоровья, например, дети с ДЦП или дети с ментальными нарушениями. Но есть и другие, почерпнувшие негативный опыт жизни из своих семей и из жизни в воспитательных учреждениях. И именно для этих категорий детей институт наставничества является одним из самых важных вариантов подготовки к будущей взрослой самостоятельной жизни. Многое предстоит предусмотреть в развитии данного института, в том числе и грамотно вписать его деятельность в регламент работы учреждений госвоспитания, чтобы государство, некоммерческие организации, обучающие наставников, и сами наставники были частью единого социально-педагогического процесса воспитания и социализации ребенка.

В Екатеринбурге уже действует проект, направленный на развитие наставничества, – «Путевка в жизнь». Сегодня первый поток добровольцев проекта уже завершил цикл занятий, посвященных работе с детьми, совсем скоро будем подбирать пары «наставник – подопечный», выходить в социальные детские учреждения. Участники убеждены, что наставничество призвано сократить путь от сиротства до общества, а также сделать этот путь безопасным и интересным. Но есть несколько серьезных задач, которые необходимо решить. Без этого приступить ко второму этапу реализации проекта, а именно к знакомству с детьми, невозможно.

Ситуацию прокомментировала психолог проекта «Путевка в жизнь», специалист по замещающим семьям Ольга Петровна Рудацкая:

– Ситуация с наставничеством в Уральском регионе сложная. В отличие от Москвы, где этот институт уже знаком, имеет определенные результаты и, как следствие, доверие со стороны детских учреждений и органов опеки, у нас еще нет детально продуманного механизма взаимодействия. У нас известна форма волонтерской работы с детьми, когда добровольцы приходят в учреждение и взаимодействуют с детьми, проводя мастер-классы, праздники, беседы, или даже выезжают с детьми и воспитателями на экскурсии. Это коллективная работа. Есть также вариант гостевого режима: когда человек проходит собеседование в опеке, ему подбирают ребенка, или он знакомится с ребенком во время какого-нибудь волонтерского мероприятия, а затем он оформляет пакет документов и может забирать ребенка к себе на время. Это уже индивидуальная работа с ребенком, которая особенно важна для него. Когда ребенок находится вне учреждения, ответственность за него несет человек, оформивший гостевой режим.

А вот наставничество – это не первый и не второй, а третий вариант, в котором есть определенная свобода для добровольца и есть все, что нужно ребенку для развития. В нашем регионе законны только первый и второй варианты взаимодействия с детьми. Но ведь не все добровольцы готовы оформлять гостевой режим. Поэтому сейчас мы совместно с министерством социальной политики ищем законную альтернативу, то есть законные основания для наставничества. Например, наставничество возможно для детей, у которых есть родители, но в силу различных обстоятельств эти дети с родителями, как говорится, не в контакте. Кстати, это нормально для подросткового возраста, что подросток начинает сепарироваться от родителя, но в ситуации, когда ему нужна поддержка, совет и помощь, он обращается к другому значимому взрослому. Этим значимым взрослым может быть наставник.

Очень надеемся, что совместно с заинтересованными представителями госструктур мы найдем и другие варианты для развития института наставничества!

28 апреля 2021г.
M3 v.688