Общение с людьми с особенностями развития

Уже несколько десятилетий мы слышим о том, что общество, городская среда, больницы и магазины, храмы и учебные заведения должны стать более лояльными по отношению к людям с инвалидностью. Доступность среды, доступность событий, доступность возможностей для самореализации.

Но при том, что для людей с инвалидностью сегодня есть действительно в разы больше вариантов удовлетворения личностных и бытовых потребностей, остается самое сложное и простое одновременно – принятие человеком человека. Сложность заключается в том, что если даже человек принимает людей с особенностями, готов с ними учиться, работать, просто жить рядом, он зачастую не знает, как это делать. Самое элементарное – как предложить помощь, узнать нужна ли она, как обратиться к человеку незрячему или неслышащему и так далее. Он неравнодушен, но он неопытен и насторожен.

– Болезнь не всегда очевидна, – утверждает сестра милосердия Людмила Николаевна Петухова, руководитель Социально-педагогического центра реабилитации детей-инвалидов. – Слепота или проблемы с движением сразу бросаются в глаза, а ментальные особенности распознаются только опытными людьми, которые уже сталкивались с подобными проблемами. Большинство людей такого опыта не имеет и часто принимает поведение ребенка с аутизмом, шизофренией и другими ментальными особенностями развития за дурное воспитание, избалованность и некую испорченность.

Поэтому, если в поле вашего внимания попал человек, который ведет себя как-то «не так», не делайте выводы сразу. И даже если вы видите, что человек болен и доставляет беспокойство окружающим или родным, которые его сопровождают, то не спешите сразу вмешиваться.

Вот простые правила, как действовать в подобных ситуациях:

1. Наблюдаем. Для начала попытайтесь понять, насколько человек или его семья нуждаются в помощи. Не спешите заговаривать с человеком или его семьей. Понаблюдайте за поведением. Если вы видите, что близкие в затруднении, можно предложить помощь.

2. Услышать отказ. Если вы предложили помощь, а человек отказывается, то не навязывайте свои добрые услуги. Например, человек на инвалидной коляске или незрячий с палочкой хочет перейти улицу самостоятельно. Или родитель ребенка с аутизмом может не пустить постороннего в диалог, так как это лишь усугубит самочувствие и поведение ребенка. Постарайтесь с уважением отнестись к их желанию и услышать отказ от помощи.

3. Говорить тоже надо уметь. Важно общаться с особыми людьми (вне зависимости от их возраста) нормальным, спокойным и доброжелательным тоном. Например, не многие знают, что громко кричать, разговаривая со слабослышащим человеком, бесполезно. Вместо слов он начинает слышать шум. Если же говорить чуть медленнее, спокойно и с хорошей артикуляцией, то он не только услышит вас, но и прочитает по губам.

4. Если вы видите, что человек нуждается в помощи, но на ваше предложение помочь отвечает как-то непонятно или не отвечает вовсе, не спешите сразу уходить. У нас бывали случаи, когда дети с ментальными особенностями терялись или уезжали не на том трамвае, то есть оказывались далеко от дома и привычных маршрутов. Опять же, видя человека в таком положении, вспомните первое правило и понаблюдайте. Возможно, мама где-то рядом, возможно, ребенок сам сориентируется и вернется домой, а возможно, вам придется вызывать полицию. Соблюдайте спокойствие, не пугайте человека, говорите с ним мягко или просто будьте рядом. Это касается и ситуаций, когда мы встречаем на улице потерявшуюся бабушку, которая пошла в магазин и забыла, как вернуться домой. Иногда нужно прибегнуть к помощи сотрудников полиции, а иногда просто немного поговорить с человеком, чтобы он успокоился и сам вспомнил, куда ему надо. Помните, что спокойная атмосфера обладает терапевтическими свойствами.

5. Будьте осторожны с эмоциями. Помните, что инвалиду нужна помощь, то есть деятельное сострадание, соучастие в его нужде, а не вирусные эмоции. Вирусными эмоции становятся тогда, когда человек их выражает, чтобы облегчить свое эмоциональное страдание, а не утешить ближнего.

6. Если вы стали свидетелем срыва, приступа, истерики у взрослого или ребенка, ведите себя максимально тактично, не критикуя ни его, ни родителей, не привлекая к ситуации внимания других. Подбодрите родителей и предложите помощь.

7. Запомните одно из самых главных правил: какими бы ни были особенности развития, не говорите в присутствии человека так, будто его здесь нет.

Надеемся, что эти правила помогут вам общаться с особыми людьми, а им – чувствовать себя полноценными участниками жизни.

Друзья! Напоминаем, что в этом году Православная Служба Милосердия уже в седьмой раз проводит Епархиальный православный фестиваль творчества инвалидов «От Сердца к Сердцу», чтобы поддержать творческий и духовный потенциал людей с ограниченными возможностями здоровья. Это уникальное событие, которое произойдет не только для самих инвалидов, но и для всех! Стоит прийти на финальный концерт, чтобы понять и почувствовать, как именно общаться с особенными людьми и сколько радости это приносит.

Концерт пройдет 6 мая в Духовно-просветительском центре Екатеринбургской епархии на Репина, 6а, о времени мы сообщим отдельно. А пока можно поддержать фестиваль, совершив пожертвование на подарки, которые необходимы в ежедневной работе организаций, работающих с инвалидами.

Если вам нужна консультация специалистов Социально-педагогического центра реабилитации детей-инвалидов, звоните по телефонам: (343) 347-62-44, 8-904-386-05-71 (Людмила Николаевна Петухова, руководитель Центра)

Читайте в тему:

Быть доброй втройне. Особый ребенок в обществе

Не нужно прятать детей с психическими нарушениями! Жизнь без клетки

20 апреля 2021г.
M3 v.688