Выход из зоны комфорта ничего не гарантирует

Выход из зоны комфорта, стремление к подвигам, спасение через деятельную любовь – все это звучит очень красиво, сегодня уже даже привычно. Но почему-то для многих христиан все эти ценности «выходят боком».

Вместе с экспертом, психологом, руководителем Службы психологической помощи «Ладья» Надеждой Гавриловной Валинуровой продолжаем разговор о глубинных причинах выгорания человека в милосердном служении.

Избранные

Если тебя вновь и вновь призывают к подвигу (люди или твои личные помыслы), то нужно вспомнить, что большой (не бытовой и повседневный) подвиг – это для избранных. Избранные – это люди, которые достигли такого уровня духовной жизни, что, отдавая, они много приобретают от Бога. Например, мы читаем множество описаний жизни монахов, которые одну травинку или одну гнилую рыбешку в день съедят, а потом весь день трудятся и всю ночь молятся. Но это высшая школа, а мы в большинстве своем находимся в подготовительной группе духовного садика. Поэтому для нас подвиги – это шанс просто надорваться и не только откатиться назад в духовной развитии, но и повредиться душой и телом.

Для того чтобы достигнуть уровня доктора Лизы или преподобномученицы Елисаветы Феодоровны, нужно и много трудиться над собой, и многое пережить. То есть если говорить строго, то сестрами милосердия могут быть зрелые люди. А многие из тех, кто занимается милосердным служением, совсем недавно в Церкви. Они еще только-только научились ходить на службы, молиться и свечки ставить, только узнали свою веру. Но теория еще не переросла в практику, не срослась с жизнью, покаянием и молитвой.

Это я не говорю о людях, попавших в эту сферу почти случайно: ведь бывает так, что люди присоединяются к какому-то делу за компанию, кто-то думает, что только так можно спастись, а кто-то вовсе впечатляется чем-то внешним (например, формой и совместными паломничествами сестер – и такое бывает).

И у меня был однажды ложный порыв присоединиться к сестрам. Но я вовремя поняла, что я не готова к такому служению, как я его понимаю, к служению, которое бы было потребностью моей души. И тогда я осталась в привычном мне кругу моей семьи и работы, где находятся каждый день десятки поводов для служения.

Нигде в Евангелии не сказано, что для спасения нужно обязательно стать сестрой милосердия, добровольцем, социальным работником и совершать подвиги. Зато много сказано о том, как человек может на своем месте, в своих неповторимых условиях принимать жизненные обстоятельства и откликаться на нужды окружающих людей.

Непритворная любовь

В любой работе и тем более в служении у человека должна быть его личная крепкая опора. Понятно, что христианин ищет ее в Боге. Но ведь каждый человек уникален, и он ищет именно свой путь к Богу и свою опору в Нем.

Апостол Павел пишет: «И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то, имеешь ли пророчество – пророчествуй по мере веры имеешь ли служение – пребывай в служении учитель ли – в учении увещатель ли – увещевай раздаватель ли – раздавай в простоте начальник ли – начальствуй с усердием благотворитель ли – благотвори с радушием. Любовь да будет непритворна» (Рим. 12, 6 – 9).

Давайте вчитаемся. Апостол показывает, что нет одного рецепта спасения для всех. И критерий правильности выбора жизненного пути – непритворность любви! Ее не надо из себя выдавливать, изображать. Можно возразить, что в милосердном служении мы как раз и учимся любви. Да, как и в любой другой сфере, в семье, на любой работе, в личной жизни мы учимся любви. Но спрошу опять: причем здесь подвиги?

Еще одна опора – это вера. Причем не вера в Бога как в идею, а доверие Богу как Личности, Его планам на нас. Вот как это было у моих родных и знакомых, живших в деревне. Они сами к подвигам не рвались, их в сложные ситуации ставил Бог. И они совершали такие подвиги, какие нам и не снились. Иногда они плакали от сознания тяжести ситуаций, но при этом не ломались и не выгорали. Потому что была крепкая правильная вера и молитва.

Вот, например, муж моей тетки погиб, и моя тетка Катя осталась одна с шестью детьми. Ей нужно было кормить всю семью, а работа была только в соседнем колхозе, куда она и ездила на попутных грузовых машинах. Младшему сыну Генке было всего три года. И когда она уезжала, то оставляла его одного (старшие – кто в школе, кто на работах). Еду ему оставит, стул придвинет к двери, соседей попросит приглядеть (а у соседей своих детей и дел куча, так что и догляд в полглаза). И вот она едет на работу и непрестанно молится: «Господи, сохрани Генку. Господи, помилуй Генку!» – такое доверие было Богу как Личности, а не как идее. Однажды я ее спросила: «А если бы Бог его не сохранил?» – «Тогда бы я его похоронила». Кто-нибудь из нас может сейчас так ответить? Вот оно – доверие, непритворная любовь и не искание подвигов.

Зона комфорта

Сегодня часто самые разные люди говорят о том, что нужно выйти из зоны комфорта. Это очередной перевертыш, который причиняет больше вреда, чем пользы. В силу неверного понимания выход из зоны комфорта часто граничит опять же с мазохизмом.

Одна знакомая рассказала, что отправилась с друзьями в небольшое путешествие. Предполагался активный отдых, созерцание красот природы, общение с близкими людьми. Но в команде оказался человек, который всех побуджал выходить из зоны комфорта, куда-то бежать, ходить строем, по свистку выполнять какие-то задания. Все должны были выйти из зоны комфорта… кроме самого этого человека, который просто поддерживал вокруг себя привычную атмосферу. В итоге вместо того чтобы за время отдыха настроиться, привести свои мысли и чувства в порядок, люди расстроились. То есть механический, внешний выход из зоны комфорта ничего не гарантирует.

И в служении ближнему нет гарантии, что внешние трудные обстоятельства умягчат душу и сердце. Однажды на консультации побывал мужчина, который шесть лет ухаживает за лежачей мамой. Внешне все очень правильно, но в процессе общения он высказал свои мотивы. Он рассказал, что мама очень страдает от пролежней и болей, но он каждый день молится о том, чтобы мама не умирала: «Что я буду делать, когда она умрет?». Человек думает, что он много лет совершает подвиг, а на самом деле он служит себе.

Зона комфорта должна создаваться внутри, в душе человека. В христианстве это называется стяжание мирного расположения. И это сложная многолетняя работа. Не надо думать, что если ты начнешь носить тесную обувь, терпеть мозоли и хромать, то избавишься от страстей. Возможно, произойдет обратное и мы только приобретем гордость.

Наша цель как христиан – достигнуть такого состояния, когда ты с радостью, любовью и вдохновением исполняешь заповеди Божии. В этом настоящая свобода. И когда ты по-настоящему свободен, то ты четко понимаешь, что к трем старикам ты сможешь съездить, а к четвертому уже нет. Чтоб не навредить себе и ближнему, ты не взвалишь на себя непосильную ношу.

Смириться и попросить о помощи – не грех

Однажды на консультации была многодетная мама, которая воспитывала в том числе приемных детей. Она со слезами признавалась, что очень устала. И когда я спросила, может ли она пригласить на помощь родственников, знакомых, которые ее поддерживали в решении взять приемных детей в семью, чтобы она смогла время от времени отдыхать, она обиделась и ответила: «Это же не по-христиански!». А разве по-христиански надломиться и впасть в депрессию? Где в Евангелии такая заповедь: «Изнемогайте, но делайте в одиночку»? Ее нет. Даже Иисусу Христу нести крест до Голгофы помог Симон Киринеянин.

Одной из причин того, что человек не проговаривает, что устал, является страх. «Что обо мне подумают?!» – типичное тщеславие, которое человек даже не осознает и, соответственно, не работает с первопричиной своего выгорания.

Если мы заглянем вглубь этих ситуаций, то опять же увидим неправильную веру. Потому что сбросить свою спесь, тщеславие, признаться в своей слабости и попросить о помощи, отказать, если не можешь, и брать инициативу в свои руки, когда чувствуешь призвание, – вот настоящее душевное здоровье и настоящее христианство!

Милосердие – это не тихая сфера, это сфера уверенности и осознанного выбора. Помогай нам Бог разобраться в себе и сделать этот выбор!

23 марта 2021г.
M3 v.688