Взять ответственность на себя
Накануне Великого поста мы задали сотрудникам Православной Службы Милосердия три вопроса: какие у вас планы на Великий пост? Чего вы от него ждете? Что самое трудное в Великом посте лично для вас? Сегодня рады поделиться ответами руководителя Православной Службы Милосердия протоиерея Евгения Попиченко.
Что я жду от Поста? От Поста я жду жизни, жизни со Христом. В обычной жизни нам всем не хватает Христа. Да, мы молимся, ходим на службы, несем какие-то послушания, помним и читаем о Нем. А делаем для Него мы все равно очень мало. Возможно, нам всем не хватает всецелой концентрации на Его личности. Эта концентрация есть в Великом посте, начиная от цели поста – Пасхи – и заканчивая наполненностью каждого дня молитвой и деятельным покаянием.
В пост человек решается на свой личный, пусть маленький, но важный подвиг ради Христа. Хорошо, если у человека настроено молитвенное правило, есть хорошая привычка бывать на богослужении в храме, жертвовать десятину или поститься в среду и пятницу. Это хорошая норма жизни, но это не подвиг и не жертва. Великий пост – это тоже десятина Богу, но уже не на уровне нормы, а на уровне подвига. Именно поэтому за время Великого поста человек может душой ожить и даже духовно подрасти.
Плодом Поста будет то, как мы проживем Пасху, Светлое Христово Воскресение. Слава Богу, не помню в своей жизни (с момента воцерковления) Пасхи, которая бы прошла в настроении равнодушия, усталости, уныния. Всегда в этот день я переживаю какую-то совсем необычную, можно сказать сверхъестественную радость и наполненность жизни. Конечно, благодать Божия свободна, она не связана нашими постами и поклонами. Но все же есть четкая закономерная связь меры усердия человека и отклика на это усердие Бога.
Кто-то входит в Пост бодро, с желанием подвига, а бывает, что человек не испытывает решимости в начале Поста. Чувствуя свою слабость, он как бы говорит: «Ладно, Господи. Я принимаю Пост с его ограничениями и напряжениями. Принимаю продолжительные службы, особое покаянное настроение, ограничения в еде, информации, развлечениях. Прими это мое послушание Тебе вместо решимости к подвигу, которых Ты ждешь от меня». И Господь принимает это послушание и дает человеку силы.
Какие у меня планы на Великий пост? Помимо личных духовных упражнений мне бы хотелось больше внимания уделять своей семье: жене, родителям, детям, братьям и сестрам. У Александра Розенбаума есть песня «Корабль конвоя». Это одна из песен, которую я обдумываю, переживаю в последнее время:
«Впереди океан... Командир мой спокоен,
Безрассудство и риск у него не в чести.
Позади караван, я – корабль конвоя
И обязан свой транспорт домой довести.
А мне тесно в строю, и мне хочется боя,
Я от бака до юта в лихорадке дрожу.
Но приказ есть приказ: я – корабль конвоя,
Это значит, себе я не принадлежу».
Мы не принадлежим себе, поэтому ближние точно не должны быть забыты в дни Поста. Наоборот, мы должны постараться усилить концентрацию нашего внимания по отношению к ним. Очень хочется во время Поста почитать с детьми книгу: начать читать с младшей дочерью, а там уж кто подтянется.
Надо спланировать такие семейные дела. И пусть это будет личная ответственность человека. Мы привыкли многое делать по благословению, и в деле молитвы или поста это правильно. Но личные, семейные подвиги человек должен придумать сам, исходя из своих возможностей. Вот прямо сесть и спланировать и чуть-чуть даже завысить планку.
Что это даст помимо улучшения отношений с ближним? Это также поможет настроить личные отношения со Христом, именно личные, без оглядки на батюшку или еще кого-то. Многие настолько теряют это личное, что живут, постоянно оглядываясь: «А можно так попоститься? А можно с этим на исповедь приходить? А можно вот так делать?» – и так человек годами не научается чувствовать Христа, искать Его волю, принимать ответственность за свои решения на себя.
Надо не забывать, что время Великого поста – не только время отдачи себя ближнему, но и время собирания ресурсов для себя. Дела милосердия – это один из способов, но не нужно забывать и о других вариантах. Обучение и чтение также способны дать человеку возможность встретиться с собой, увидеть себя и измениться к лучшему.
Что для меня в Посте самое трудное? Вот как раз найти баланс между священническим служением, напряжением личной духовной жизни, служением семье и временем тишины. Ведь только в хорошей, наполненной тишине можно встретиться с собой, с ближним и со Христом.
Желаю всем доброго Поста и светлой Пасхи!