Благотворительность handmade, или игрушка как повод к жизни

Помощь в самореализации и улучшение материального положения талантливых людей, находящихся в трудной жизненной ситуации, – вот две генеральные задачи проекта «От сердца к сердцу». И может показаться, что столь популярный формат благотворительного магазина – самый простой вариант реализации этих задач: талантливый автор (человек с инвалидностью, малоимущий пенсионер, многодетная мама) делает красивую игрушку, средства от продажи которой идут как лично автору, так и в помощь подопечным Православной Службы Милосердия. Автор счастлив, покупатель, оказавшийся в роли благотворителя, тоже доволен, вроде бы все хорошо. Но! Со временем сотрудники проекта пришли к выводу, что такая форма работы лишь уводит от главной цели – реальной помощи авторам.

Рассказывает руководитель проекта «От сердца к сердцу» Наталия Ардаширова:

– Изначально идея проекта благотворительной выставки «От сердца к сердцу» родилась у сестры милосердия Елены Яковлевны Борщик. Это сейчас она занимается направлением «Помощь детям», а 11 лет назад Елена Яковлевна возглавляла патронажное служение, много ездила по адресам. Как она сама вспоминает, ее поразило, как много талантливых людей среди инвалидов.

Люди, которые очень редко выбираются на улицу, еще реже посещают какие-то общественные мероприятия, занимались рукоделием для себя. И когда мы предложили им организовать выставки их работ, то многие с радостью согласились. Из одиноких пенсионеров и инвалидов они превратились в авторов, ведь искусство как раз и рождается тогда, когда произведение видит зритель.

Уже на первой выставке появились люди, которые захотели приобрести изделия авторов, и мы также обрадовались этому, ведь кроме душевной поддержки мы могли оказать авторам и финансовую помощь. Вслед за первой выставкой работ появился ежегодный епархиальный фестиваль, выездные выставки, которые мы проводили в самых разных точках (в театрах, музеях, на городских мероприятиях и так далее), а также виртуальная выставка авторских подарков «От сердца к сердцу». Для авторов проводились общие мероприятия: встречи со священниками, паломничества, духовные беседы.

Но пандемия ограничила фестиваль и отменила выездные выставки и духовные встречи. Остался один магазин (виртуальный и реальный в нижнем приделе Храма-на-Крови). Наши авторы оказались в самоизоляции. Неужели им остается работать по сухой схеме «товар-деньги» – и все!? Нет, конечно. У нас есть авторы, которым вообще деньги не принципиальны, даже несмотря на то, что находятся они в трудном материальном положении. Например, есть мама, воспитывающая ребенка с инвалидностью, Татьяна Прибавкина. Так вот, несмотря на свою фамилию она готова раздать все свои игрушки буквально бесплатно. А ведь жить на пенсию по инвалидности сложно, поэтому мы в принудительном порядке увеличиваем размер пожертвования за ее игрушки, чтобы хоть как-то поддержать ее. Но важнее денежной поддержки душевная и духовная помощь.

Возможности у всех разные, кто-то принципиально не способен работать на заказ или в артели

При том, что в России множество подобных проектов, наш не похож ни на один. Чаще всего мы встречаемся либо с артелями, которые предоставляют обучение, рабочие места и возможность трудовой и социальной реабилитации людям с ограниченными возможностями. Но в этих артелях участники не делают то, что хотят, а выполняют заказы. Другой распространенный вариант – это регулярные мастер-классы для подопечных. У нас до пандемии были и многочисленные мастер-классы, и артель, в которой трудились пенсионеры. Сейчас в планах возобновление артельной работы, но уже не для пенсионеров, а для людей с ментальными особенностями развития. Уже с помощью крупного благотворителя закуплено специальное оборудование для печати на ткани, фарфоре и так далее, а мы в свою очередь ищем человека, который будет курировать эту программу (разрабатывать изделие, обучать сотрудников).

Однако большинство авторов все же оставались ничем не ограничены в своем творчестве, они не участвовали в работе артели, не отрабатывали заказы, а на дому делали те игрушки, какие сами хотели и могли (многие в силу особенностей здоровья в принципе не могут работать на заказ или в артели). Да, конечно, проще мониторить рынок сбыта, учить всех подопечных делать то, что продается, и выполнять заказы. Но для нас сохранение возможности самореализации для необычных авторов – это принципиальный момент, потому что каждый человек уникален.

Пожалеть или проявить уважение

Вообще, когда мы говорим о наших авторах, то в первую очередь мы представляем их как людей, достойных не жалости, а уважения. Говорят, что жалость в принципе плохое чувство, что люди в ней не нуждаются. Я не согласна с этим утверждением, так как жалость, соединенная с уважением, как раз и рождает деятельное милосердие. У нас есть мастера, которые делают очень красивые, качественные и неповторимые игрушки. А есть авторы, изделия которых вызывают лишь чувство жалости, что тут скрывать.

За все годы работы в проекте я так и не нашла ответа на вопрос: почему ту или иную игрушку кто-то приобретает. Это правда не зависит ни от положения автора, ни от качества или красоты игрушки. Например, у нас была одна вязаная сумка, которую мы сначала не решались взять на выставку, так как представить не могли, что она кому-то может понадобиться. Но все же взяли, чтобы не ранить автора, который к тому же запросил, как нам показалось, нереальное пожертвование за свое изделие. Эта сумка долго висела на выставке, и мы собрались уже ее возвращать, как вдруг к нам зашла женщина. Посетительница набрала много игрушек и, ткнув пальцем в сумку, сказала: «Сложите все вот сюда, сумку я тоже беру». Для нас это было явное чудо. И такие чудеса случаются регулярно, возвращая нас к смиренной мысли, что все добрые дела находятся под особым Божьим присмотром и именно Он управляет нашим проектом.

Сегодня в проекте «От сердца к сердцу» 71 автор, среди которых и инвалиды, и пенсионеры, и многодетные семьи. И если уж Бог ценит индивидуальность и усилия каждого, то и мы стараемся проявлять уважение – берем почти все, что нам приносят авторы, а потом возвращаем то, что так и не находит нового хозяина. К возврату некоторые авторы тоже относятся болезненно, но еще больнее и обиднее было бы, если бы мы, руководствуясь только своим вкусом, изначально делали какой-то отбор.

Я сказала, что мы берем почти все, это важно. Если бы мы брали все подряд, вне зависимости от качества изделий и старания автора, то мы рисковали бы авторов превратить в иждивенцев. Поэтому есть и минимальный отбор, и постоянные призывы, и, главное, помощь в совершенствовании мастерства, в освоении новых техник. Даже самый творческий человек должен развиваться и не упираться в свой творческий «потолок». Тогда процесс освоения нового поможет и в личном самосовершенствовании, что и составляет во многом вкус к жизни.

Продолжение следует.

10 марта 2021г.
M3 v.651