Благотворительность handmade, или игрушка как повод к жизни
Помощь в самореализации и улучшение материального положения талантливых людей, находящихся в трудной жизненной ситуации, – вот две генеральные задачи проекта «От сердца к сердцу». И может показаться, что столь популярный формат благотворительного магазина – самый простой вариант реализации этих задач: талантливый автор (человек с инвалидностью, малоимущий пенсионер, многодетная мама) делает красивую игрушку, средства от продажи которой идут как лично автору, так и в помощь подопечным Православной Службы Милосердия. Автор счастлив, покупатель, оказавшийся в роли благотворителя, тоже доволен, вроде бы все хорошо. Но! Со временем сотрудники проекта пришли к выводу, что такая форма работы лишь уводит от главной цели – реальной помощи авторам.
Рассказывает руководитель проекта «От сердца к сердцу» Наталия Ардаширова:
Люди, которые очень редко выбираются на улицу, еще реже посещают какие-то общественные мероприятия, занимались рукоделием для себя. И когда мы предложили им организовать выставки их работ, то многие с радостью согласились. Из одиноких пенсионеров и инвалидов они превратились в авторов, ведь искусство как раз и рождается тогда, когда произведение видит зритель.
Уже на первой выставке появились люди, которые захотели приобрести изделия авторов, и мы также обрадовались этому, ведь кроме душевной поддержки мы могли оказать авторам и финансовую помощь. Вслед за первой выставкой работ появился ежегодный епархиальный фестиваль, выездные выставки, которые мы проводили в самых разных точках (в театрах, музеях, на городских мероприятиях и так далее), а также виртуальная выставка авторских подарков «От сердца к сердцу». Для авторов проводились общие мероприятия: встречи со священниками, паломничества, духовные беседы.
Но пандемия ограничила фестиваль и отменила выездные выставки и духовные встречи. Остался один магазин (виртуальный и реальный в нижнем приделе Храма-на-Крови). Наши авторы оказались в самоизоляции. Неужели им остается работать по сухой схеме «товар-деньги» – и все!? Нет, конечно. У нас есть авторы, которым вообще деньги не принципиальны, даже несмотря на то, что находятся они в трудном материальном положении. Например, есть мама, воспитывающая ребенка с инвалидностью, Татьяна Прибавкина. Так вот, несмотря на свою фамилию она готова раздать все свои игрушки буквально бесплатно. А ведь жить на пенсию по инвалидности сложно, поэтому мы в принудительном порядке увеличиваем размер пожертвования за ее игрушки, чтобы хоть как-то поддержать ее. Но важнее денежной поддержки душевная и духовная помощь.
Возможности у всех разные, кто-то принципиально не способен работать на заказ или в артели
При том, что в России множество подобных проектов, наш не похож ни на один. Чаще всего мы встречаемся либо с артелями, которые предоставляют обучение, рабочие места и возможность трудовой и социальной реабилитации людям с ограниченными возможностями. Но в этих артелях участники не делают то, что хотят, а выполняют заказы. Другой распространенный вариант – это регулярные мастер-классы для подопечных. У нас до пандемии были и многочисленные мастер-классы, и артель, в которой трудились пенсионеры. Сейчас в планах возобновление артельной работы, но уже не для пенсионеров, а для людей с ментальными особенностями развития. Уже с помощью крупного благотворителя закуплено специальное оборудование для печати на ткани, фарфоре и так далее, а мы в свою очередь ищем человека, который будет курировать эту программу (разрабатывать изделие, обучать сотрудников).
Однако большинство авторов все же оставались ничем не ограничены в своем творчестве, они не участвовали в работе артели, не отрабатывали заказы, а на дому делали те игрушки, какие сами хотели и могли (многие в силу особенностей здоровья в принципе не могут работать на заказ или в артели). Да, конечно, проще мониторить рынок сбыта, учить всех подопечных делать то, что продается, и выполнять заказы. Но для нас сохранение возможности самореализации для необычных авторов – это принципиальный момент, потому что каждый человек уникален.
Пожалеть или проявить уважение
Вообще, когда мы говорим о наших авторах, то в первую очередь мы представляем их как людей, достойных не жалости, а уважения. Говорят, что жалость в принципе плохое чувство, что люди в ней не нуждаются. Я не согласна с этим утверждением, так как жалость, соединенная с уважением, как раз и рождает деятельное милосердие. У нас есть мастера, которые делают очень красивые, качественные и неповторимые игрушки. А есть авторы, изделия которых вызывают лишь чувство жалости, что тут скрывать.
За все годы работы в проекте я так и не нашла ответа на вопрос: почему ту или иную игрушку кто-то приобретает. Это правда не зависит ни от положения автора, ни от качества или красоты игрушки. Например, у нас была одна вязаная сумка, которую мы сначала не решались взять на выставку, так как представить не могли, что она кому-то может понадобиться. Но все же взяли, чтобы не ранить автора, который к тому же запросил, как нам показалось, нереальное пожертвование за свое изделие. Эта сумка долго висела на выставке, и мы собрались уже ее возвращать, как вдруг к нам зашла женщина. Посетительница набрала много игрушек и, ткнув пальцем в сумку, сказала: «Сложите все вот сюда, сумку я тоже беру». Для нас это было явное чудо. И такие чудеса случаются регулярно, возвращая нас к смиренной мысли, что все добрые дела находятся под особым Божьим присмотром и именно Он управляет нашим проектом.
Сегодня в проекте «От сердца к сердцу» 71 автор, среди которых и инвалиды, и пенсионеры, и многодетные семьи. И если уж Бог ценит индивидуальность и усилия каждого, то и мы стараемся проявлять уважение – берем почти все, что нам приносят авторы, а потом возвращаем то, что так и не находит нового хозяина. К возврату некоторые авторы тоже относятся болезненно, но еще больнее и обиднее было бы, если бы мы, руководствуясь только своим вкусом, изначально делали какой-то отбор.
Я сказала, что мы берем почти все, это важно. Если бы мы брали все подряд, вне зависимости от качества изделий и старания автора, то мы рисковали бы авторов превратить в иждивенцев. Поэтому есть и минимальный отбор, и постоянные призывы, и, главное, помощь в совершенствовании мастерства, в освоении новых техник. Даже самый творческий человек должен развиваться и не упираться в свой творческий «потолок». Тогда процесс освоения нового поможет и в личном самосовершенствовании, что и составляет во многом вкус к жизни.