Покажите мне Бога, или милосердие в храме

Социальное служение при храме – явление вполне предсказуемое, естественно вытекающее из двухтысячелетней истории Церкви. С первых веков апостольское служение, направленное на проповедь о Христе, дополнялось социальным служением милосердия, которое исполняли диаконы, помощники священников. Именно они деятельно откликались на нужды вдов, сирот, инвалидов и прочих нуждающихся. Даже сегодня человек, попавший в трудную жизненную ситуацию, знает: можно пойти в храм, там и помощь окажут, и помогут разобраться в ситуации, и психологически поддержат.

Иногда в храме есть специальный человек – социальный работник, иногда такого нет, и его функции исполняет какой-нибудь добросердечный работник церковной лавки, матушка или сам священник. Но и каждый прихожанин может совсем неожиданно оказаться в роли служителя милосердия.

Первое, что приходит в голову при словосочетании «помощь нуждающемуся в храме» – это милостыня. Но сегодня с сестрой милосердия и психологом Надеждой Бычиной говорим о том, сложно ли оказать душевную поддержку человеку, находящемуся в подавленном состоянии, пришедшему в храм с горем и надеждой.

– Милостыня – дело простое. Кто-то подает ее, не раздумывая, всем подряд, кто-то передает деньги людям, которые профессионально занимаются помощью, чтобы его помощь попала к действительно нуждающемуся, кто-то принципиально не помогает деньгами, а только продуктами. Тут масса вариантов, отработанных и проверенных, как говорится, многими поколениями христиан.

А вот в случае с душевной поддержкой, как мне кажется, невозможно заранее подготовить рецепт, некий стереотип и действовать по нему. Каждая душа индивидуальна, каждая боль неповторима. И нам нужно быть максимально чуткими и… я бы даже сказала, каждый раз быть готовыми придумать что-то новое. Расскажу несколько историй, произошедших за последнее время со мной в храме.

Пожилой, хорошо одетый мужчина стал появляться в храме каждый день. Он заходил в церковную лавку, брал самую маленькую свечечку, возжигал ее и молча долго стоял. Его нельзя было не заметить из-за его постоянства и потому что в будни людей в храме не так много. Было видно, что какая-то беда сдавила его душу, что ему хочется высказаться, но сделать это не так-то просто. Однажды он почему-то заговорил со мной. Он рассказал, что у него есть взрослый сын, который живет в другой области, занимает должность помощника прокурора:

– Это очень добрый сын и добрый человек. Он ответственно относится к своей работе, не терпит лжи, и многим людям уже помог. Но недавно он заболел коронавирусом. Тяжело заболел… Сейчас находится в коме. У него 100 % поражение легких. Врачи делают все, что могут. А я что могу сделать? Я даже не крещеный. Сын крестился уже взрослым, осознанно приняв такое решение, а я жил и не задумывался об этом. А теперь пришел в храм. Хожу каждый день и ставлю свечку и молюсь за сына своими словами, как умею, как чувствую. Скажите, слышит ли Бог молитвы некрещеного человека?

...Конечно, слышит. Бог всех людей слышит. И то, что отец дошел до мысли молиться своими словами, очень правильно. Я старалась говорить немного, потому что в такой ситуации важнее слушать...

– Он ведь у меня святой. Бог дал нам очень хорошего сына! Я понимаю, что Он может и забрать его, но я все равно надеюсь. И еще я принял решение, которое не будет зависеть от того, поправится мой сын или нет. Я решил, что узнаю веру сына и также осознанно крещусь. Не хочу Богу ультиматумов ставить, просто надеюсь.

Через несколько дней пожилой отец пришел в храм уже вместе со своей женой. Мы поздоровались, и супруга, глядя на развешенные в храме иконы, попросила меня: «Покажите мне Бога». Я показала ей на самую большую икону Спасителя, расположенную у Царских врат алтаря. Рядом стоит большое Распятие и еще несколько икон Богородицы с Младенцем Христом на руках. Женщина прошла к алтарю, взошла на солею и, раскинув руки, буквально обняла Спасителя. Она стояла так долго, молясь, говоря с Богом о своем материнском горе. И хотя на солею в русских храмах не принято подниматься мирянам (поскольку солея является продолжением алтаря и по ней ходят лишь священники и алтарники), я решила не мешать ей. Думаю, что Бог меня простит за это, ведь Он сам говорил: «Суббота для человека, а не человек для субботы». Я просто стояла рядом и молилась вместе с ними.

Был еще один случай, когда Бог показал мне, как чутко и бережно нужно относиться к человеку. Однажды в храм зашел молодой, но помятый, потрепанный жизнью человек. И по лицу, и по глазам было видно, что он страдает от выпивки. Он оказался рядом со мной в храме, и я услышала, как он твердит почти непрестанно: «Почему они меня оставили? Ну почему они меня оставили?». В какой-то момент он посмотрел на меня и задал этот вопрос уже мне. Признаться, я сначала подумала, что кто-то его обманул. Даже нарисовалась картина, как несколько злоумышленников-собутыльников опоили его, обокрали и кинули. Но оказалось, что у мужчины буквально подряд умерли несколько близких друзей, один за другим, и он оказался совсем один в жизни. Только тогда я заметила: несмотря на весь свой неблагополучный внешний вид, мужчина все же трезвый. Меня очень тронуло такое его отношение к храму, ведь он пришел сюда не пьяный. Потом он спросил, можно ли купить крестик (у него своего не было) и носить его в память о друзьях, чтобы «иметь право молиться за них». Человеку не нужна была лекция о вреде алкоголя, не интересовался он и загробной участью своих друзей. Ему нужно было сочувствие и, слава Богу, это оказалось самым простым.

А вот другому оказалась достаточна информационная помощь. Как-то в храм зашел мужчина:
– Где мне взять попа?
– Вам нужен священник?
– Да, срочно нужен поп, чтоб закодироваться.
– Закодироваться? Здесь?
– Да, я слышал, что есть кодировка, которая называется «Неупиваемая чаша».

Он признался, что страдает алкогольной зависимостью и спросил: «Можно от этого избавиться?». Я объяснила, что избавиться от страсти невозможно, но можно и нужно вести с ней борьбу и побеждать ее с Божией помощью. И здесь действительно нужна поддержка профессионалов, как священников, так и психологов. Рассказала, что у нас в городе такая помощь оказывается достаточно давно и успешно. Мы подошли к информационному стенду, где размещены контакты реабилитационного центра для нарко- и алкозависимых.

Вспоминается еще один необычный «захожанин», человек с явно восточной внешностью. Он сначала некоторое время просто стоял в храме, а потом подошел ко мне и начал рассказывать свою историю. Оказалось, что родом он из Чечни, женат, трое взрослых детей. Но недавно жену его случайно убили в бандитской перестрелке, так как в его стране до сих пор очень неспокойная ситуация. Потеря любимой жены его подкосила, он решил переехать в более спокойное место России. И вот он уже устроился на работу, снял жилье в Екатеринбурге, а дети переезжать отказались. Они считают себя чеченцами и хотят жить на родной земле. И вот он думает, как ему быть.

– Ноги принесли меня в этот храм. Не знаю почему, я же не православный. Я мусульманин, молюсь по-своему. Но ноги сюда принесли. Можно мне здесь побыть?

Сразу вспомнились мне случаи, когда бдительные церковные бабушки прогоняли не то что мусульман, а одетых в брюки женщин, потому что «здесь такие правила!». И как просто всех разогнать: мусульман отправить в мечеть, женщин в брюках с грозным шипением удалить на паперть, тех, кто крестится слева направо или двумя перстами, еще куда-нибудь выпроводить. Но мне кажется, что это какое-то хромое благочестие, нет в нем главного – снисходительности к слабости, незащищенности, горю, незнанию другого человека. Как просто бомжеского вида человека сразу развернуть к социальному работнику! А может быть, ему не нужна помощь соцработника, он хочет, чтобы его просто выслушали?

Важен человек. Каждый. Все люди, приходящие в храм, шли не лично к нам. Просто мы первые им встретились. И здесь важно, будем ли мы первой ниточкой, ведущей к Богу, или быстро и равнодушно махнем рукой: «Вам туда!».
Давайте будем помнить об этом и учить свое сердце быть чутким!

Пять советов в копилку:
1. Милосердие как милость к страждущей душе – дело каждого христианина. Не бойтесь взять на себя ответственность и оказать душевную помощь, даже если вы не профессионал. Если страдающий человек встретился именно вам, примите его как посланного от Бога.
2. Душевная помощь требует индивидуального подхода. Не бойтесь импровизировать, но при этом чутко прислушивайтесь к тому, что советует вам сердце, совесть, а не опыт (ваш опыт может быть травматичным или в принципе не подходящим другому человеку).
3. Больше слушайте человека, показывайте ему ваше внимание, сочувствие. Не начинайте говорить сразу о себе и своих подобных случаях, даже если вы переживали подобное. Это обесценит переживание другого человека.
4. Иногда самый лучший способ помощи – молчание, если оно сопряжено с искренней молитвой за страждущего.
5. Правило – это очень хорошо, но иногда человек важнее правил.
05 марта 2021г.
M3 v.651