Главное – не зациклиться на том, что ты бездомный
В январе 2020 года Православная Служба Милосердия открыла квартиру для адаптации бездомных и людей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Прошёл год с момента начала работы над президентским грантом «Дорога к дому». Кто и как сейчас живет в Доме для бездомных?
Квартира наполнена запахом жареных блинов, из кухни доносится дружеская беседа и мужской смех – ощущение домашнего уюта и тепла. Сегодня главный на кухне – Виталий. Он умело разливает блинное тесто по чугунной сковородке, громко повествуя о прожитом дне Сергею, который поодаль слушает и улыбается. Работают мужчины в Соборе Успения на ВИЗе. Виталий ремонтирует технику, а Сергей трудится дворником.
Интересно, что Сергей попал в Дом для бездомных совсем недавно, хотя уже четыре года знаком со Службой Милосердия. Ему 56 лет, когда-то очень давно у него была семья, потом тяжелый развод и годы странствий по России. Где он только не побывал, кем не работал. Несколько лет трудился в Краснодарском крае на стройках, куда его устроил дальний родственник. После тяжелой травмы с работой на стройке пришлось проститься, Сергей начал путешествовать по домам отдыха и зарабатывать себе на кров и хлеб гитарой. Когда сезон заканчивался, он брал гитару и шел по стране дальше, перебиваясь одиночными приработками в сельской местности – колол дрова, копал огороды, смотрел за животными. Со временем попал в дворники на территорию, где базируется Служба Милосердия. Но в Дом для бездомных Сергея пригласили… другие подопечные.
Виталий раньше работал на военном предприятии, налаживал и ремонтировал любую промышленную электронику. Сегодня ему около 50 лет, но из-за инвалидности вернуться на производство он не может, зато успешно чинит электрику, может наладить любую бытовую и компьютерную технику. Про то, как он оказался на улице, Виталий говорит кратко: развелся, квартиру оставил жене и детям:
– С весны я жил в садовом домике знакомого, но он в связи с переездом в другой город продал свой участок. Так я и оказался на улице… точнее, в лесу. Там я и жил до первых морозов, пытаясь найти работу и решить проблему с жильем. Однажды мне дали телефон с интернетом, чтобы поискать варианты, и «всплыла» реклама Службы Милосердия. Я почитал про помощь бездомным и пришел прямо в Собор. У меня ампутированы пальцы на ногах, поэтому я ищу работу в мастерской. Но пока чиню технику в Соборе и Службе. За неделю наладил два ноутбука, фотоаппарат, видеорегистратор, «Газель» настраиваю – в общем, все, что нужно было починить, – радостно рассказывает мужчина.
Такая же история и у другого Виталия, он тоже ушел «в никуда», надеясь прокормиться своим трудом. Недавно он устроился на работу в крупную фирму: кладет плитку, монтирует сантехнику, у него талант мастера по отделочным работам. Оба Виталия надеются в декабре получить первую зарплату, скооперироваться и снять общее жилье.
В Доме для бездомных живут от 3 до 6-ти месяцев. За это время можно найти работу и снять временное жилье. В Доме нет круглосуточного контроля, но есть возможность с помощью социального работника решить проблемы с документами, оформить пособия или пенсию. Кроме того, еженедельно с подопечными общается психолог Ольга Петровна Рудацкая, узнает о проблемах, мотивируют не сдаваться и устраивать свою жизнь:
Психолог в проекте – это зеркало, которое помогает подопечным увидеть другого себя. Даже если человек, сидящий передо мной, озвучивает какую-то лучшую версию самого себя, моя задача показать ему, что это не фантазия, что эта лучшая версия может превратиться в план действий. Просто для этого нужно остановиться, подумать, принять правильные решения, навести порядок в своей жизни.
Дом для бездомных существует почти год, но за год, наверное, впервые я наблюдаю такую дружную команду жильцов. Когда заходишь в квартиру, чувствуешь вкусные запахи приготовленной еды, слышишь доброжелательные приветствия, дружный смех, то на душе как-то сразу спокойнее за этих мужчин. Обычно здесь в воздухе висело скрываемое недовольство и даже агрессия. У каждого была своя кастрюля, в которой каждый готовил для себя. Эгоизм, замкнутость на себе, своих проблемах, перекладывание ответственности на других, саможаление, самооправдание – отличительные черты бездомных.
Поэтому меня очень радует то, что у этих подопечных нет иждивенческой позиции, а есть готовность брать ответственность за свою жизнь и друг за друга. Каждый не сможет снять свое жилье, а снять одну квартиру на четверых вполне реально. Значит, в их дружбе есть доверие, а доверие – это такая редкость среди бездомных и бывших бездомных. Примечательно, что Сергея с его слабым здоровьем и очень скромной зарплатой дворника также принимают в долю. Они не раздумывают над тем, что он, скорее, для них обуза, что он не сможет столько труда и средств вкладывать в их общее дело. У них нет графика дежурств по Дому, но кто раньше освобождается с работы, тот и делает то, что нужно, готовит, прибирается. То есть здесь мы наблюдаем братство, и я искренне им восхищаюсь.
Для нас, сотрудников Службы помощи бездомным, такие подопечные – большое утешение, ведь это означает, что наш проект «Дорога к дому» им нужен как промежуточный этап. А мы и должны быть промежуточным этапом между улицей и нормальной жизнью в обществе.
Проект социальной реабилитации бездомных приглашает к сотрудничеству:
- Добровольцев, готовых работать с бездомными на самых разных этапах оказания помощи
- Фермеров, готовых помочь в организации общины, поделиться опытом либо принять помощников в действующее хозяйство
- Благотворителей, готовых передать в безвозмездную аренду участок земли или частный домик с участком в любом состоянии в пределах Свердловской области для проживания до 10 человек. Желательно с возможностью ведения подсобного хозяйства либо организации небольших мастерских
Читайте в тему:
Портрет человека на фоне улицы. Часть 1
Портрет человека на фоне улицы. Часть 2