Время изменить привычки и проверить свои приоритеты

Переболеть и вернуться к служению милосердия. Для решения новых задач и проблем изменить работу проекта. Оказаться в тупике самоизоляции и найти из него приемлемый выход. Мы начинаем серию материалов, посвященных теме «Пережить коронавирус», поговорим с сотрудниками и добровольцами Православной Службы Милосердия, для которых болезнь стала этапом роста.

Первая наша героиня – руководитель Социально-педагогического центра реабилитации детей-инвалидов, сестра милосердия Людмила Николаевна Петухова:

– Сегодня, как мне кажется, уже нет той паники, которая была весной. Заболевших больше, больше и выздоравливающих. Но все же есть люди, которые до сих пор пребывают в страхе заразиться и заразить. У нас в Центре еще в апреле некоторые семьи ушли на самоизоляцию, воспитанники перестали посещать занятия. А для людей с психическими особенностями нарушение привычного порядка – это серьезный фактор, влияющий на их состояние.

Я же ушла на изоляцию частично, потому что Центр все равно не бросишь: нужно заниматься отчетами перед грантодателями, писать заявки на новые гранты, дистанционно беседовать с родителями и детьми, приводить помещение в порядок и многое другое. Но вот однажды я почувствовала какое-то необычное недомогание. Потом уже я узнала, что коронавирус коварно маскируется под обострение хронических заболеваний и человек может пропустить его начало. Потом заболел мой супруг. Неделю к нам врачи не приходили, даже направление на компьютерную томографию положили в почтовый ящик. Еще через некоторое время, когда самочувствие еще ухудшилось, меня привезли в больницу. И вот врач в приемном отделении меня спрашивает: «Вы верите в ковид?». Меня этот вопрос поразил: до какой же степени трудно докторам, которым нужно нас лечить, а мы тут можем верить или не верить в ковид!

В палате все по-разному переживали болезнь и в физическом, и в душевном плане. Но было общее ощущение, что расслабляться нельзя, что ты должен бороться с этим невидимым врагом. Когда мне становилось особенно плохо, я вставала, открывала форточку и начинала ходить по комнате и молиться. Я знала, что за меня молятся сестры милосердия, дети, внучки и родители, вся Церковь, поэтому было проще не впадать в панику.

Конечно, Центр сразу закрылся на карантин, начался период, когда многие заранее намеченные мероприятия просто отменялись. Например, мы не пошли в наш традиционный летний сплав, не съездили в паломническую поездку, которую и дети, и взрослые обычно ждут. Гораздо легче переживать этот период было семьям, у которых есть садовые или деревенские домики. Природа, воздух, возможность отключиться от лавины нервных ковидных новостей и понаблюдать за тем, как все расцветает, зеленеет, согревается теплом. Можно сказать, что благодаря ковиду людям пришлось вырваться из обычной суеты и прожить нормально несколько месяцев. Слава Богу!

Только в сентябре Центр начал возвращаться к нормальной работе. Сначала мы собрали старших ребят и два дня подряд учились шить многоразовые маски. Потом выехали с родителями и детьми в однодневное путешествие, во время которого я специально завела разговор о том, как мы ощущаем эту ситуацию с коронавирусом.

Люди словно ждали этой темы, они говорили о том, что общий фон жизни заметно изменился, он стал тревожным и от этого очень тяжело. Многие опечалились из-за того, что рухнули планы: например, собирались всей семьей съездить на море и не смогли. Люди осознали свою несвободу в выборе. Но главное – это ощущение беззащитности. Эта болячка обострила ощущение бренности жизни, очень недвусмысленно намекнула людям, что они смертны и могут умереть в любой момент. Они и раньше это знали, но сейчас как будто прочувствовали. Мне кажется, что людям нужно давать возможность поделиться, чтобы направить их переживания в нужное русло. Невозможно всю жизнь прятаться по углам и изолироваться от людей и от Бога.

Именно поэтому наш Центр начинает возвращаться к работе. Хотя, повторюсь, многим ребятам любые изменения очень тяжелы. Например, один мальчик раньше ездил на занятия сам на автобусе. Теперь родители решили его поберечь, они привозят его на машине. Но для него это стресс, он уже даже говорил, что «не хочет так». Вот видите, всем приходится менять привычки. И если кто-то вдруг начинает роптать, что что-то идет не так, как он привык, как ему хотелось бы, пусть вспомнит этого мальчика. Ему очень тяжело, но он пытается приспособиться, терпит. Может быть, нам надо у него поучиться принимать новые условия жизни, волю Божию?

Надо беречься и беречь ближних, но нельзя впадать в панику, сторониться людей или бросать храм из страха заразиться. Болеет тело, а душа начинает страдать, если ее посещают сомнения, колебания, страхи. Для многих это очень полезно, так как волей-неволей человек начинает задумываться о смысле жизни. А если этот смысл уже найден, если есть вера и надежда на Бога и Его промысел, то они просто проверяются всей этой ситуацией. Вот сейчас у нас как раз идет такая проверка. И не важно, переболели мы или еще нет, ковид проверяет каждого на его духовную зрелость.

От всей души желаю всем достойно пройти эти испытания и слава Богу за все!

09 ноября 2020г.
M3 v.688