Портрет человека на фоне улицы. Часть 1

– Через наш Дом для бездомных с января прошли 16 человек. Кто-то наладил жизнь, кто-то ушел обратно на улицу. Наличие крыши над головой ничего не гарантирует, квартира – это всего лишь один из инструментов реабилитации, но он работает, – утверждает руководитель Службы помощи бездомным Константин Бунин.

В 2020 году Православная Служба Милосердия при поддержке Фонда президентских грантов реализует проект «Дорога к дому». Проект направлен на помощь бездомным и людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Помощь оказывается не только в арендованной квартире, но и в Автобусе милосердия, теплой палатке и в стационарном пункте при екатеринбургском Соборе Успения.

Основная цель – создание условий для изменения людьми, живущими на улице и находящимися в социально опасном положении, своего образа жизни. А первое условие для желающего что-то изменить к лучшему в своей жизни – это крыша над головой и отрыв от бездомной среды.

Бездомному можно найти работу с проживанием, питанием и зарплатой

Игорю 56 лет. Родом из Ханты-Мансийского автономного округа. В разводе, есть дочь-подросток, с семьей мужчина не общается. В прошлом серьезная травма головы, от которой на память остался большой шрам на лице. Игорь пришел в Службу помощи бездомным, так как у него утерян паспорт и в связи с этим ему негде было жить и трудно найти работу. Игорю дали место в Доме для бездомных и предоставили возможность потрудиться при храме.

– Мы же должны присмотреться к человеку, чтобы в дальнейшем рекомендовать его потенциальным работодателям, – поясняет Константин. – Работал он ответственно, без срывов, поэтому мы достаточно быстро договорились с нашими партнерами о том, что Игоря возьмут сторожем на базу. Работа с возможностью проживания – это очень хорошо.

Одновременно Игорю восстановили паспорт. Тут подвернулась еще одна работа: сторож и подсобный рабочий в загородном хозяйстве. Мужчине предоставили дом, питание и небольшое вознаграждение за труд. Он сказал, что как раз ищет уединения и что работа в деревенском хозяйстве как раз для него. На предложение оформить пенсию по инвалидности ответил отказом: «Получу пенсию и расслаблюсь. Не хочу так. Буду работать».

– Практически сразу было видно, что Игорю не все равно, как дальше будет складываться его жизнь. Есть подопечные, которые приходят только на какое-то время: немного пожить в квартире, нормально выспаться, немного поработать, восстановить документы и снова вернуться на улицу. А Игорь был настроен серьезно, ставил перед собой пусть небольшие, но все же конкретные цели. Это и называется ресоциализацией, когда человек осваивает те социальные нормы и культурные ценности, которые в силу обстоятельств он не освоил раньше.

– Кому-то нужно несколько месяцев прожить в нормальных условиях, чтобы прийти в себя, а кому-то достаточно нескольких часов. Например, когда он принимает решение вернуться домой, мы созваниваемся с родными, они подтверждают, что примут его, мы покупаем ему билет, и он уезжает – дальнейшая ресоциализация у него будет уже дома, рядом с близкими, – говорит Константин Бунин.

Застрял из-за карантина

К концу лета в Доме остался один жилец – Александр, которого все зовут «американцем». Вернувшийся в Россию после двух десятилетий эмиграции, оказавшийся без поддержки родных и практически на улице, Александр более года является подопечным Службы Милосердия. Были оформлены инвалидность и пенсия. В планах был сбор документов, необходимых для поселения в государственном доме для престарелых и инвалидов. Но коронавирусный карантин смешал все планы: учреждения закрылись, а Александр «застрял» в Доме для бездомных. Бывшее у него направление в дом престарелых, возможно, уже недействительно, так как связано с пакетом сданных медицинских анализов, имеющих определенный «срок годности». Сейчас сотрудники Службы вместе с Александром заново проходят всех врачей на тот случай, если учреждения все же откроются. Кроме того, Александру нужно регулярно получать лекарства от диабета, тест-полоски, а также проходить контроль кардиостимулятора.

Иногда опускаются руки

Иногда руки просто опускаются. Вот уже готов восстановленный паспорт. Приходи и забирай. А человек не приходит, запил. Или сбегает из больницы, куда его устроили сотрудники Службы. Сбегает, потому что в больнице ему не разрешили покурить или выпить. Или бездомный выражает желание возвращаться к нормальной жизни, заселяется в Дом, но через некоторое время начинает пить.

– Так было уже не раз и не два. Мы приходим в Дом, а человек лежит там пьяный. А выпивка для наших подопечных не просто опасное дело, но и очень заразное. Один начал, другой вроде и не пил раньше – и тоже присоединяется. Поэтому у нас действует жесткое правило – пить запрещено. Не согласен – мы расстаемся. И когда это происходит, то руки и опускаются. Столько трудов вложили в человека и все напрасно?

Слава Богу, что все же есть люди, готовые реально меняться. Им нужно только подставить плечо: дать возможность месяц пожить в квартире, успокоиться, восстановиться, привести себя в порядок, принять решение о дальнейшей жизни. В такие моменты понимаешь, что все не зря. Может быть, мы работаем ради двух-трех человек… Неважно сколько, потому что Бог поставил нас на пути этих людей не случайно, – говорит Константин Бунин.

В ходе реализации проекта собралась команда единомышленников, понимающих в каком направлении нужно двигаться и желающих продолжить данную работу. За восемь месяцев через Службу помощи бездомным прошло более 70 человек. 28 нашли работу, 43 участника решили не только вопрос с трудоустройством, но и нашли крышу над головой. А 14 человек приняли решение вернуться домой.

Продолжение следует

07 сентября 2020г.
M3 v.651