Если никто не придет – лежи и умирай в голоде и собственных нечистотах
Срочная патронажная помощь нужна десяткам тысяч людей в Екатеринбурге, но получают ее, разумеется, не все. Да, открыты государственные учреждения, в которых есть уход за больными и одинокими. Есть коммерческие фирмы, предоставляющие услуги сиделок. Но часть больных по разным причинам оказываются «ничейными». Такие обычно и попадают в поле зрения благотворительных организаций.
Подопечные, которым нужна круглосуточная или хотя бы ежедневная помощь – это всегда испытание для некоммерческой благотворительной организации. Но такие люди появляются в Патронажном направлении при Отделе социального служения Екатеринбургской епархии регулярно, словно сменяя друг друга. «Сложным адресом» может стать пожилая схимница или бездетная супружеская пара. В любом случае нужно найти добровольцев и сотрудников, организовать череду смен, да и справиться с физической и душевной нагрузкой бывает непросто.
Людмилу назвали бы молодой пенсионеркой, ей почти 60 лет. Но с 15-ти она противостоит сложному и неизлечимому заболеванию – мышечной атрофии. Вообще чудо, что болезнь развивалась медленно и дала возможность жить и работать, а не сломала резко еще в молодости.
Светлый ум и сильная воля к жизни помогли Людмиле долгое время справляться с болезнью. Когда отказали ноги, и она не смогла больше ходить на работу, она села за швейную машинку. Тетушка, с которой она жила, помогала Людмиле пересаживаться из инвалидной коляски за машинку и шить. Потом стали отказывать и руки, и мышцы спины… сидеть стало очень трудно, шитье пришлось оставить и учиться жить только на пенсию по инвалидности. И каждый день все больше и больше беспомощность.
Естественно, Людмила думала о том, что будет дальше. Перспектива оказаться в доме для престарелых и инвалидов ее пугала. Хотелось оставаться дома, где все знакомо и даже стены помогают. К тому же здесь родная тетушка и иногда приходит ее сын. Жить можно. Но однажды тетушка умерла, и у Людмилы остались в качестве помощников только стены.
При этом нас поразила не только беспомощность Людмилы, но и ее сила воли. Хотя руки практически уже не работают, она так все настроила в своей квартире, что может сама кипятить и заваривать чай и быстрорастворимую еду. Но самостоятельно справиться с гигиеническими процедурами она уже не может, ведь для этого нужно сесть, а мышцы уже не держат. И если никто не придет к ней, чтобы поменять памперс и пеленку, поднести поближе к кровати еду, то она так и будет лежать в собственных нечистотах и умирать от голода.
Силами добровольцев и сотрудников Службы Милосердия мы организовали череду дежурств: утром и вечером к Людмиле приезжают помощники – четверо добровольцев и четверо сотрудников Службы. Некоторые после своей основной работы через весь город едут по полтора часа на общественном транспорте, чтобы ее навестить. Длительное лежание очень плохо сказывается на ее самочувствии, мышцы быстрее атрофируются. Поэтому ей жизненно необходимо садиться, но… Иногда случаются «пробелы», если мы не можем никого найти на утреннее посещение. Тогда она сутки лежит одна и ждет вечера, когда у добровольца есть свободное время приехать и поухаживать. Лежит и не жалуется. Удивительны и ее воля к борьбе, и терпение.
От недостаточности ухода у Людмилы образовались огромные пролежни, которые мы сейчас активно лечим. Купить противопролежневый матрас она не может. И не из-за денег, а потому что с ее заболеванием сидеть на нем она не сможет: матрас то надувается, то сдувается, и удерживать на нем равновесие в положении сидя только за счет позвоночника (ведь мышцы уже не работают) невозможно. Поэтому приходится обойтись без матраса.
Некоторое время назад по настоятельной просьбе сестры милосердия, которая чаще всего приезжает, Людмила согласилась провести обработку квартиры от клопов. Раньше они ходили везде толпами и кусали беспомощного человека, который их даже сбросить не может. Теперь их стало поменьше. Как она их терпела?!
В уходе за такими подопечными много нюансов, в том числе и психологических. Перебраться в дом для престарелых и инвалидов или в богадельню она пока не решается. Почему – выяснить очень трудно, потому что она не из разговорчивых. Возможно, страшно или не хватает смирения, ведь там будет свой режим, свои методы ухода, и это нужно будет принять. Может быть, есть и другие причины, но пока Людмила остается дома.
Патронажная служба при Отделе социального служения Екатеринбургской епархии пишет заявку на новый грантовый проект «Территория заботы 2.0» по оказанию патронажной помощи на дому. Если идею поддержат, то бытовую, психологическую, духовную и консультативную помощь, помощь по уходу получат тяжелобольные и маломобильные подопечные, а также их родственники. Охват – Екатеринбург и область.
Если вы проживаете в Екатеринбурге и хотите попробовать свои силы в патронажном служении, звоните по телефону диспетчера Службы Милосердия 200-07-04 или приходите на собеседование.