Сиделка: самое важное о поисках и найме
Вопросы патронажной и паллиативной помощи на дому почти всегда болезненны. Тяжелое состояние близкого человека, сложный выбор между самостоятельным уходом и поисками сиделки, финансовые и психологические проблемы – в каждом случае мы ищем оптимальный вариант, но ищем наугад, ведь не являемся профессионалами в сфере ухода и о многих важных моментах просто не догадываемся.
Сегодня наш эксперт – руководитель Патронажной службы, сестра милосердия Татьяна Курлаева.
– Они востребованы всегда. За 14 лет у нас не было ни одного месяца, когда бы ни поступила заявка на подобную помощь. Но так как у нас не частная коммерческая фирма, которая просто нанимает сотрудников, то наши патронажные сестры могут откликнуться на заявки не часто. Сегодня в Патронажной службе трудятся всего 3 сестры милосердия, остальные добровольцы, приходящие на адрес ненадолго и не выполняющие функции сиделки. То есть одна сестра может вести сразу два адреса. Поэтому когда нам звонят с просьбой о сиделке, мы, во-первых, знакомимся с ситуацией, а во-вторых в зависимости от занятости сестер принимаем решение, брать нового подопечного под сестринский патронаж или предложить другой вариант.
Я всегда выезжаю на адрес, чтобы не по телефону, а лично выяснить все самые важные особенности ситуации: степень тяжести состояния здоровья человека, возможности (финансовые, личностные, физические) его близких. Кроме того, всегда есть вопросы, которые можно решить уже сразу, если дать родственникам грамотную консультацию по уходу.
Недавно у нас появились сразу два подопечных. Мама в одиночку воспитывала сына-инвалида. По возрасту мужчина, а по уровню интеллектуального и психического развития ребенок. И вот наступил страшный момент, которого боятся все родители особых детей – мама сама стала немощной, ей, как и сыну, теперь тоже нужна помощь. Конечно, такой просьбы о помощи мы не могли не удовлетворить!
Но все же зачастую нам звонят люди, которые ищут помощников в деле ухода.
– Понимаю, о чем вы говорите. Действительно, если у человека все в порядке с любовью к родителям и с совестью, он не думает о том, как бы «скинуть» родственника в государственный или частный дом для престарелых, то он неизбежно встанет перед таким сложным выбором. Давайте разберемся с обоими вариантами.
Мы понимаем, как важно полностью отдать свой сыновий и дочерний долг родителям, ухаживая за ними, как они ухаживали за нами когда-то. Поэтому в идеале нужно всей семьей продумать все варианты совместного ухода за близким человеком. Но это в идеале: когда большая семья, несколько братьев-сестер, тетушек и возможность изменить рабочий график. А если у заболевшего только одна дочь, которая просто потеряет работу, если попросит руководство о свободном графике? Если у нее есть проблемы со здоровьем, и в какой-то момент она просто сама сляжет, не рассчитав силы? Готовы ли близкие уволиться и жить на пенсию пожилого родственника, за которым они ухаживают? Это подвиг, и решиться на такой подвиг можно только после серьезных размышлений, совета профессионалов и, если люди верующие, то после совета священника-духовника.
Если все же работа и состояние вашего родственника позволяют вам осуществлять самостоятельный уход, позаботьтесь о следующих моментах:
- Продумайте свою нагрузку. Чередуйте уход и работу с отдыхом. Находите возможность выходить из дома на прогулку. Если вы человек верующий, то не выпадайте из привычного ритма участия в таинствах!
- Не бойтесь обращаться за разовой помощью к знакомым, родственникам и патронажным добровольцам.
- Помните, что ваше духовное, физическое и психологическое состояние сказывается и на вашем родственнике. Если вы доведете себя до истощенного состояния и при этом будете приносить в жертву всю свою жизнь, то близкий человек будет испытывать не только собственную болезнь, но и чувство вины.
- Если вы ухаживаете, то ухаживайте не из чувства долга, а из любви. Старайтесь эту любовь проявлять, чтобы близкий человек знал, чувствовал и слышал о том, что он любим и быть с ним – это радость.
Из записок добровольца Православной Службы Милосердия:
«Последний год жизни мамы был, конечно, тяжелым. Врачи такую степень рака уже не лечат: отправляют больного домой, периодически выписывая поддержиающие и обезболивающие препараты. Мы остались втроем: я, мама и болезнь, которую мы обе воспринимали как крест. Несла этот крест мама, а я, насколько умела и могла, ей помогала. Интернета тогда не было, о патронажных консультациях я тоже никогда не слышала, поэтому все, что происходило с мамой, было для меня неожиданным, я просто не знала, как с этим быть.
Однажды, когда я помогала ей подняться, чтобы пойти в туалет, кожа на ее руке под моими пальцами скользнула и просто снялась. Потом потрескалась кожа на ногах и из них круглосуточно вытекала лимфа. Много было таких страшных и непонятных моментов вплоть до ее ухода. Падало давление, и мы слышали отказ Скорой помощи приехать: «У вас же онкология! Зачем вы нас вызываете?!».
Мы не впали в отчаяние в первую очередь благодаря Церкви: батюшка регулярно приезжал к нам домой, чтобы исповедовать и причастить маму, а потом сидел вместе со мной, пил чай, и мы разговаривали. Это была мощная поддержка! А еще меня поддерживала мама: она принимала свой крест смиренно, с молитвой и верой, с надеждой на милость Божию. Каждый день в нашей жизни случались маленькие чудеса.
Мама отпускала меня на работу, на велопрогулки, я пошла на вечерние курсы. Казалось бы, какое тебе обучение в такое время?! Но мама твердо говорила: «Иди! Все будет хорошо, не переживай». Я до сих пор благодарна ей за это время… за любовь».
Заявку на консультацию можно оставить по телефону диспетчера Православной Службы Милосердия в Екатеринбурге (343) 200-07-04.
Продолжение читайте тут.
Читайте в тему:
«Сдать» в дом престарелых нельзя оставить дома
Уход за одинокой бабушкой – настоящая школа отношений