Самопрезентация тут ни при чем
«Доброволец» и «волонтер» – одно слово русское, другое заимствованное, но оба вроде бы об одном и том же. Однако кто-то для описания своей деятельности принципиально использует только одно из этих слов. Так есть ли смысловая разница между добровольчеством и волонтерством? И вообще, откуда у добровольчества «ноги растут»? Разбираемся вместе с Ксенией Кабановой, кандидатом культурологии, руководителем отдела катехизации при Отделе социального служения.
Церковь-государство-общество или немного истории
Классический пример – притча о милосердном самарянине, который подобрал избитого человека, отвез на своем ослике в гостиницу, оказал первую медицинскую помощь, снабдил деньгами. Заметим, что фарисей, которому Христос рассказывает эту притчу, воспринимает ее без удивления, а это значит, что милосердие и добровольчество ему знакомо и привычно. Действительно, в Ветхом завете неоднократно проговаривается «если ближний нуждается, поддержи его». «И когда будешь давать ему, не должно скорбеть сердце твое» (Второзаконие 15, 10).
Слово «милосердие» более 260 раз упоминается в Ветхом завете: это и описание помощи голодным и странникам, и передача бедным одежды в обуви, и посещение больных и уход за ними, и помощь бедным в погребении умерших, и выкуп пленных, и помощь бедным невестам и сиротам.
Основной принцип христианской благотворительности всегда был таким: помогая ближнему – помогаешь самому себе в спасении и обретении жизни вечной. И следовали ему все в меру своих возможностей, и простые люди, и главы государств и княжеств. Например, равноапостольный князь Владимир, князья Ярослав Мудрый и Владимир Мономах создавали приюты для калек, участвовали в раздаче пищи и милостыни, помогали погорельцам. В церковных приходах и монастырях убогие, нищие находили приют и помощь, в том числе и медицинскую. В 18 и 19 веках появляется масса благотворительных учреждений, которые содержались не только за счет средств и организационных усилий государства, но и отдельных благотворителей и Церкви. Святитель Иоасаф Белгородский покупает и привозит дрова малоимущим семьям. Многочисленные священники, миссионеры и миряне не только говорили о Христе, но и личными делами милосердия являли пример веры.
Мы знаем, что и представители Царской Семьи считали своим долгом лично участвовать в помощи нуждающимся. Но они точно не считали себя добровольцами, так как в то время доброволец – это человек, по своей воле, поступающий в армию (так его определяет В. И. Даль в своем словаре). За таких добровольцев, выручивших какую-нибудь бедную семью, которая погибла бы без кормильца, люди молились, передавая память о добровольце из поколения в поколение.
Ситуация с благотворительностью резко меняется после Октябрьской революции. Уже нет частных богоугодных заведений, уже нет крупных благотворителей-меценатов, а вся страна переполнена разными категориями нуждающихся. В результате главным попечителем становится государство, создающее и контролирующее воспитательные, лечебные, исправительные учреждения. Частные добровольческие инициативы быстро брались под контроль той или иной организации (вспомнить хотя бы тимуровское движение).
В это время, когда шли постоянные битвы за урожай или выполнение плана, военное слово "доброволец" получает широкое распространение. Добровольцами называли тех, кто осваивал Целину, строил Байкало-амурскую магистраль или приходил на прокладку метрополитена. Но так как множество подобных акций были отчасти принудительными, то и слово "доброволец" получает новый оттенок. "Кирпичный завод - Я!", "Нет желающих? Тогда назначим", "Трудящиеся вышли на очередной субботник" или "В свой выходной заводчане приняли участие в стройке нового дома" - это добровольчество поневоле или по разнарядке.
А после развала Советского Союза государство уже не воспринимается как способное реально позаботиться о нуждающихся, поэтому эта функция в значительной степени перекладывается на вновь возрождающуюся Церковь. От нее ждут и зачастую требуют строительства школ, больниц, богаделен, приютов, ждут подготовленных добровольцев, тех, кто сделает социально-полезное дело по зову сердца и без расчета на награду.
Почувствуем разницу
Так есть ли разница между «добровольцем» и «волонтером»? Судя по словарям, это синонимы, но есть несколько оттенков, из-за которых люди и делают выбор в пользу того или другого слова.
Во-первых, при разговоре о волонтерах в первую очередь звучит мысль: он делает что-то бесплатно. Когда же речь заходит о добровольцах, то в первую очередь звучит «по зову сердца, по убеждению». Поэтому доброволец для благотворительной организации или проекта – это не просто бесплатная рабочая сила, а единомышленник, друг.
Во-вторых, более понятное на международном уровне «волонтер» кажется нам словом чужим, холодным, а слово «доброволец» родным, теплым, осмысленным. Дело в том, что в 90-е годы в Россию хлынули толпы протестантских, откровенно сектантских проектов и даже замаскированные под добровольцев представители нетрадиционных ориентаций: волонтеры из Европы и США организуют деревни для детей-инвалидов, реабилитационные центры для зависимых, педагогические проекты и прочее. Для таких западных товарищей подопечный - всего лишь средство для достижения своих целей.
Потом в волонтеры пошли и студенты, движимые альтруизмом и филантропией, и студенты, которым просто скучно и которые жаждут тусовки. Их движения инициированы сверху. Так и вышло, что волонтерство стало восприниматься как что-то завезенное с запада, искусственное или как молодежная "движуха".
А за родным словом "доброволец" по прежнему стояла и стоит вся история страны, вся история христианской культуры с ее ценностью личной инициативы. Человек чувствует себя не просто бесплатной рабочей силой, привлекаемой для реализации какого-то проекта или проведения мероприятия (футбольного чемпионата, например), но ощущает себя причастным к мощным традициям благотворительности. А подопечный для него - собрат, попавший в беду.
Третий момент тоже немаловажен. Сегодня среди добровольцев встречаются так называемые «событийные» и «помогающие». Первые нацелены на презентацию своих умений (знание языка, организационные, коммуникационные способности и т.д.) через участие в форумах, фестивалях и иных мероприятиях подобного рода. Вторые не заботятся о самопрезентации, но хотят реально и не разово помогать нуждающимся. Эти разные мотивы требуют развития разных социальных навыков. Так вот первые чаще всего и называются волонтерами, а вторые добровольцами.
Кто такой православный доброволец?
Православный христианин, помня заповеди Бога, стремится ввести добровольчество, как способ стяжания добродетели милосердия, в свою жизнь. Не всегда это получается легко. Чаще всего легкое добровольчество - признак новичка. Рано или поздно наступает период сознательного добровольчества. И тогда человеку приходится преодолевать и свою лень, и уныние, и прочие преграды для добра в своей душе. Христианин понимает, что человек весь поврежден грехом, повреждена и его воля. Она легче склоняется к злу, чем к добру.
Но перестает ли тогда человек быть добровольцем? Нет. Ведь его волнует не только существование рядом с ним нуждающегося человека, но и состояние собственного сердца, его способность сочувствовать чужой боли. Для него важно, чтобы исполнение заповеди о любви и милосердии было честным и радостным.
Добровольцы задействованы во всех 22 проектах екатеринбургской Православной Службы Милосердия. Сейчас в службе около 700 добровольцев. Возраст добровольцев нашей Службы от 5 до 85 лет! Хотя официально доброволец должен быть старше 18 лет, но мы не можем и не хотим препятствовать доброму желанию детей принимать посильное участие в помощи ближним.
Есть миряне и священники, которые дарят подопечным свое свободное от основных послушаний (работы) время и силы. Они занимаются с детьми в больницах и детских домах, помогают малоимущим и многодетным семьям, приходят на помощь к одиноким пожилым людям и инвалидам в больницах, интернатах и на патронажных адресах, проявляют деятельное участие к бездомным. Есть добровольцы на колесах, помогающие в доставке. Есть ремонтная бригада, приводящая в порядок дома немощных подопечных. И самопрезентация (демонстрация своих навыков, умений и личностных качеств) или обретение какого-то общественного статуса тут ни при чем.
Как говорится, было бы желание. Желание сделать мир лучше, а жизнь радостнее. Если вы разделяете наше общее желание – добро пожаловать в добровольчество!
Узнай о трех простых шагах к добровольчеству.
Прочитай кодекс добровольца.
Читайте в тему:
Добровольчество как стиль жизни
Помочь в самом главном. Представляем команду необычных добровольцев
Доброволец похож на супермена!
Без корпоративной атрибутики и шума
Мифы о добровольческом служении от Православной Службы Милосердия.