Если детдомовец «трудный», то это задача, а не проблема
Тасе не очень везет с семьей. Ей всего семь лет, но за это время она уже трижды теряла родных. Сначала ее маму лишили родительских прав, а саму Тасю поместили в детский дом. Потом появилась потенциальная семья, Тася понравилась одной бездетной паре. Был оформлен гостевой режим, чтобы взрослые и Тася смогли получше познакомиться. Но через некоторое время девочку вернули в детский дом. Оказалось, что она слишком подвижная, слишком беспокойная и к тому же взрослые ожидали, что получат от приемного ребенка ласку и благодарность. Была идеальная картинка, а девочка оказалась обычной и не идеальной. Еще раз появилась на горизонте жизни Таси потенциальная мама, но и она быстро вернула девочку.
Прошедший год у девочки выдался очень насыщенным. После неудачных попыток обрести семью она попала в больницу. И все же, несмотря на все горести, Тася не унывает. В ее жизни появились люди, которым она не безразлична. И это не только педагоги и воспитатели детского дома, но и православные добровольцы. Во время лечения за Тасечку все очень переживали и молились, чтобы все закончилось благополучно.
Ребята к нам привыкли, ведь мы их навещаем 2 раза в неделю. При расставании они обязательно спрашивают: «Когда вы придете снова? А чем будем заниматься?» – а мы стараемся придумать каждый раз что-нибудь новенькое.
Однажды мы решили показать ребятам небольшой фильм о милосердии, о сестрах и добровольцах. Ребята очень удивились, когда увидели фотографии и кадры из специализированного дома-интерната для детей-инвалидов. «Дети на инвалидных колясках – разве такое бывает? Неужели есть дети, которые весь день лежат в кроватях?» – это было настоящее открытие для ребят от 6 до 12 лет.
Конечно, за эти полгода мы успели не только познакомиться с детьми, но и привязаться к некоторым. Например, к Тасе. Это очень хорошая, активная, подвижная девочка. Когда она нас встречает, то подбегает и прыгает на руки. Мы уже думали о том, чтобы взять Тасю в нашу семью, но у нас трое таких же активных детей, младшие близняшки еще дошкольницы.
Некоторым ребятам (например, Димке) нужна консультация невролога. Мы уже разговаривали с руководством Центра на эту тему, предложив свозить ребят к грамотному специалисту. Она согласилась. Теперь осталось оформить все согласования, собрать средства, чтобы оплатить прием и возможное лечение, и свозить Димку к неврологу. Надеемся, что с Божией помощью эта проблема мальчишки будет решена.
С семи лет живет в “Каравелле” замечательный парень Владик. Сейчас ему 16 лет. Учиться ему было трудно: дело в том, что Владика все считали слепым. Мы с добровольцами организовали для него поездку в организацию «Белая трость», которая оказывает помощь слепым и слабовидящим людям. Там Владика проверили, и выяснилось (к всеобщему удивлению), что парень на самом деле видит! Два месяца для Владьки делали очки, и вот теперь он учится с ними жить, ведь он привык жить вслепую (он даже ходит, наклонив голову вниз). И все же это радостное событие в его жизни, а недавно случилось и несчастье. Его единственная бабушка, которая забирала Владика на летние каникулы, умерла. Мы как раз были в Центре, когда ему сказали о смерти бабушки. Как же он плакал. И мы все плакали вместе с ним…
В прошедшее воскресенье младших детей добровольцы встречали в храме. Для них провели экскурсию, рассказали о храме, каждому купили по свечке. С каким благоговением и радостью они эти свечи возжигали! А потом было первое занятие в воскресной школе.
Взрослые ребята ходят в школу, располагающуюся по соседству с моим домом. Мы часто встречаемся, и они рассказывают о том, что у них происходит. Вообще лично я не умею ничего делать руками (мастерить, художничать и так далее), я умею только общаться с большими и маленькими – то есть дружить. А другие добровольцы обладают массой разнообразных талантов. Вот чем можем, тем и помогаем нашим подопечным.
А доброволец Ирина перестала ходить с нами в Центр, и вот почему. Она выбрала другой путь помощи – оформила гостевой режим на одного из мальчишек, Степку, ровесника своего сынишки. Значит так, каждому свое.
Здесь живут в основном дети, изъятые из неблагополучных семей, их родители лишены родительских прав, круглых сирот практически нет. Очень многие имеют братьев-сестер и у них совсем немного шансов, что кто-то возьмет их в семью. У Степки, например, в этом же детском доме живет старший брат. Переживая за младшего, желая ему найти семью, старший написал специальное заявление, что он не претендует на усыновление. Ведь по закону братьев разлучать нельзя, и если усыновляют одного, то должны взять и другого. Такая вот жертва с его стороны.
А есть целые ребячьи семьи: родителей нет, а братья и сестры (5 человек!) вместе живут в Центре, их даже селят вместе.
Конечно, таким детям, у которых когда-то была какая-никакая семья, очень тяжело привыкать к сиротской жизни. Например, Лёва периодически сбегает к своему отцу, лишенному родительских прав, а когда возвращается, то рассказывает, как они с отцом жарили картошку или делали что-то вместе…
У каждого ребенка своя беда, и мы не спрашиваем специально, не лезем в душу и в жизнь, а узнаем о ребятах по крупицам, когда они рассказывают о себе.
У этих детей, безусловно, есть право на будущее без тюрьмы. Наш доброволец Алена Маевская организовала анкетирование по профориентации, после которого двое старших ребят проходили обучение-практику в трапезной Собора Успения Пресвятой Богородицы. Ребята учились печь пирожки, ставить дрожжевое и бездрожжевое тесто для хлеба. Пекари их очень хвалили.
Поэтому мы летом организовали для группы подростков (10 человек) экскурсию на автобазу (прим. – Светлана с супругом трудятся в транспортной компании). В ремонтном цехе специально были остановлены все работы, чтобы мастера могли рассказать ребятам о всех этапах ремонта машины. Когда они увидели машину после аварии, то залезли в нее, и долго мы не могли их оттуда выманить. «Что ж, поступайте после школы в автодорожный техникум – и милости просим к нам на работу!» – сказали мастера.
«Трудный» – это такой ярлык, которым взрослые оправдывают свою беспомощность и страх перед детьми. Любого ребенка, потерявшего семью, попавшего в детский дом, в эту систему групповой опеки и воспитания, со временем можно довести до состояния «трудный». А потом натыкаться на его бунт, протест, равнодушие и так далее. Но это не решение проблемы, а уход от нее. Если детдомовец «трудный», то это, скорее, сложная задача, а не проблема.
Хотите стать участником добровольческого проекта «Гости из будущего»? Звоните по телефону диспетчера Православной Службы Милосердия в Екатеринбурге (343) 200-07-04.