«Состояние у тебя истерическое», и диетическое яйцо тут не поможет

Физиологические нарушения в организме, не интенсивный, но длительный стресс, внезапная потеря (близкого или работы), тяжелая душевная травма и даже слабая поддержка со стороны руководителя – все эти процессы могут стать факторами, провоцирующими депрессию.

Депрессией страдает каждый шестой житель Земли, и это не история про плохое настроение, это про серьезную болезнь. О первых признаках и первых шагах на пути к выздоровлению поговорим с клиническим психологом Надеждой Бычиной, много лет проработавшей в Свердловской областной психиатрической больнице, а ныне являющейся помощником руководителя направления «Помощь детям» Православной Службы Милосердия.

– Помните песенку короля и принцессы из «Бременских музыкантов»? Папа-король отмечает у дочери довольно опасные симптомы: «Состояние у тебя истерическое... Посмотри, как исхудала фигурочка. – Ни-че-го я не хо-чу!!!» – но при этом все его попытки «вылечить» дочку заграничными певцами, всеобъемлющей заботой и введение диетических яиц в меню можно назвать не просто слабыми, но губительными. За принцессу мы не сильно переживаем, ведь ее печаль – временное явление. Другое дело – настоящая депрессия, от которой годами страдают люди, страдают и даже не подозревают о болезни.

Самые распространенные первые признаки депрессии:

  • Подавленное настроение, вялость и раздражительность. Переменчивость настроения
  • Из повседневной жизни уходит радость. Человек уже не испытывает радости от хорошо выполненного дела, не замечает позитивных моментов, даже находиться среди радующихся людей ему тяжело. В итоге человек ничего не хочет
  • Усталость. Ослабление внимания. Потеря инициативности, энергии не хватает даже на маленькие дела, которые всегда удавались
  • Чрезмерная самокритика или необоснованное чувство вины. Желание спрятаться, уйти от проблем
  • Агрессия против себя или другого человека
  • Оцепенение или гиперактивность
  • Нарушение сна
  • Изменение аппетита и веса
  • Ощущение бессмысленности жизни, мысли о самоубийстве. Отсутствие перспективы

«Я не могла понять, почему я не успеваю ничего, почему мне так тяжело, я чувствовала себя неудачницей, обманщицей, абсолютным ничтожеством. До определенного времени мне удавалось как-то переждать это время и выкарабкаться из черноты. Но каждая новая депрессивная фаза протекала все тяжелее. Окружающий мир терял краски, еда – вкус, в надежде дать хоть что-то вкусовым рецепторам и мозгу, желающему счастья, я ела в огромных количествах сладкое, но легче не становилось. Мне с большим трудом давалось элементарная домашняя работа – вымыть пол представлялось подвигом, уборка пыли или смена кошачьего наполнителя представлялись неимоверно трудной задачей. Я не говорю уже о работе – уходила способность выполнять даже простые задачи, на двадцатиминутную работу я тратила от двух-трех часов до нескольких дней».

Человек может пытаться решить проблему изменением обстоятельств (например, съездить на море, сменить работу, попить витамины), но болезнь все равно возвращается и даже усугубляется. Первое, что необходимо сделать, – это рассказать о своем необычном самочувствии. Но кому? Родственники и друзья могут воспринимать эти признаки как обычную лень, нерадение, блажь. Важно понимать, что это лишь внешние проявления болезни, которая влияет на состояние мозга и обмен веществ в организме, и не оставлять этого без внимания!

Поэтому сходить на первых порах на прием хотя бы к психологу очень даже неплохо. В процессе разговора специалисту действительно станет ясно, столкнулись ли вы с психологическими проблемами или в вашей жизни уже хозяйничает болезнь. Психолог поддержит человека тем, что поможет разобраться с самыми главными страхами впервые заболевшего.

Страх 1. Оказаться по ту сторону.

Страх оказаться в психиатрической больнице среди тех, кто не узнает близких, видит тени умерших родственников, путано говорит, – одна из самых больших преград на пути к специалисту. Страшно не просто оказаться в каком-то специфичном месте, а то, что тебя «переведут из списка нормальных в список психбольных».

Страх 2. Залечат.

Антидепрессанты не вызывают привыкания (в отличие от транквилизаторов). Но они должны быть подобраны индивидуально специалистом, а не по совету тех, кто «болел тем же самым». Не надейтесь на быстрый эффект. Первый месяц, как правило, врач подбирает препарат. Лечение длится от 2 до 6 месяцев также под наблюдением врача, который оценивает, насколько откликается организм. Ведь наступит момент, когда организм должен будет «привыкнуть» к реакциям, которые сейчас провоцируют лекарства, и вернуться к нормальному функционированию.

«Первую неделю, при подборе терапии, было тяжело, но какой был кайф после капельницы вдруг почувствовать мир цветным и добрым ко мне, а голову – внезапно ясной! Помимо лекарств и режима мне назначили беседы с психотерапевтом, которые также сыграли в лечении не последнюю роль. Находясь в больнице, я ходила на занятие в группу арт-терапии, рисовала. Посетила пару раз тренажерный зал. Через некоторое время смогла читать книги и понимать, что читаю. По возвращении домой я решила жить в чистоте и постепенно начала приводить квартиру в порядок. Мне захотелось вкусной еды, и я снова стала готовить, чувствуя запахи и вкусы».

Страх 3. Осудят.

Хорошо, если человек достаточно зрелый, чтобы принять болезнь и не бояться осуждения со стороны близких или знакомых. Зачастую люди очень зависимы от общественного мнения. Страх осуждения нужно переступить, опираясь на поддержку психолога, вооружившись информацией, которой можно будет поделиться с близкими.

Болезнь – это необходимая пауза, которую нужно взять, чтобы навести порядок в жизни и здоровье. Именно поэтому болезнь нельзя выносить за скобки, отмахиваться от нее, обесценивать, говоря: «Нормальный человек возьмет себя в руки, перестанет об этом думать. Нужно быть сильным и двигаться вперед!». Напротив, нужно остановиться, принять свою слабость и решиться попросить о помощи – это и будет самым нормальным поступком в обществе, сошедшим с ума на активной внешней успешности.

«Я рада, что наконец-то, после стольких лет, я и мои близкие знают, что со мной, что от меня можно ждать и как сохранять баланс. Я рада, что преодолела глупый страх социального клейма и выбрала собственное здоровье, а не соответствие чьим-то представлениям о нормальном человеке».

Правда, у нас в обществе царят дикие представления о том, какого человека считать нормальным. Ходит в храм, раскаивается в грехах, испытывает проявление совести, не стремится всех обогнать на пути к неким благам, карьерным вершинам и успеху, задумывается и анализирует, ищет проблему в себе, а не в окружающих – ненормальный.

Но все ровно наоборот. Описанная жизненная позиция позволит пережить кризис, а не сломаться на нем. Но это уже другой ракурс психического здоровья или нездоровья, который после (или во время) прохождения грамотного лечения стоит обсудить со священником или православным психологом, которые к счастью сегодня встречаются все чаще.

Напомним, что в Екатеринбурге с 2015 года действует Служба психологической помощи «Ладья», объединяющая десятки православных психологов, специализирующихся в самых разных направлениях помощи. Записаться на консультацию или задать любой интересующий вас вопрос можно по телефону диспетчера Православной Службы Милосердия в Екатеринбурге (343) 200-07-04.

25 октября 2019г.
M3 v.688