Бабушка домашняя, а не брошенная. Эффект бумеранга

Неоднократно на нашем сайте появлялись материалы, посвященные особенностям ухода за пожилыми и тяжелобольными родственниками. Мы уже знаем, как научиться уходу, как построить общение с подопечным, к каким специалистам нужно обратиться в первую очередь, если дома появился особый пациент. На вопросы по уходу отвечает наш эксперт, сестра милосердия Валентина Егоровна Политыко, имеющая огромный опыт ухода за пожилыми людьми, как на патронажных адресах, так и в доме для престарелых. Сегодня поговорим о специфике ухода за так называемыми «домашними» подопечными.

Если родственники в силу обстоятельств вынуждены нанимать сиделку, то как правильно сообщить об этом больному?

– Обстоятельства бывают разные. Например, детям нужно работать, чтобы выплачивать ипотеку или содержать семью, а тут еще и болезнь родственника. Главное – чтобы он не сомневался в любви своих родных, чтобы не возникло ощущение ненужности, брошенности. Больные часто об этом переживают, говоря: «Я – обуза, уж скорее бы Бог прибрал меня. И так у них зарплаты небольшие, а тут еще и на меня тратят». Родственникам не нужно раздражаться, когда больной так говорит, а отнестись к этим переживаниям серьезно. И всеми своими делами, отношением стараться показать человеку, что его любят любым! Тогда и появление в доме изначально «чужого» человека – помощника – пойдет безболезненно.

Со временем подопечный и ухаживающий за ним человек становятся очень близки, потому что они вместе переживают тяжелые моменты и боль. Я всех своих подопечных помню… помню сердечно и живущих ныне, и уже ушедших. И сами подопечные нас, патронажных сестер, очень ждут, сопереживают нашим обстоятельствам.

Первое знакомство с сиделкой. На что обратить внимание родственникам?

– Когда я прихожу на адрес и знакомлюсь с подопечным в присутствии его родственников, то люди, как правило, очень доброжелательны. Это первое слабое место, которое как бы они обнажают – дело в том, что подопечный чувствует, что он зависит теперь не только от родных, но и от сиделки или сестры милосердия. И даже если человек другой веры, а я пришла к нему как православная сестра милосердия, он не воспринимает меня в штыки, потому что сейчас мы не о вере будем говорить, сейчас ему нужен уход и я могу ему это дать.

Приходящий помощник, во-первых, должен уважительно относиться к страданию больного, не обесценивать его боль, немощь, оставленность (если человек одинок). И, во-вторых, он должен быть настроенным на нужды конкретного человека, отвечать на его потребности, а не действовать по «своей программе».

Тема веры в общении с больным – запретная или важная?

– Безусловно, важная, не запретная, но всему свое время. Важно само по себе качественное человечное, утешительное общение с подопечным. Мы не ставим перед собой задачи говорить исключительно о вере. Мы просто общаемся. Ради чего? Чтобы у больного была возможность отвлечься от главного, что его мучит – от боли.

Как правило, подопечный сам начинает выходить на тему веры, задавать вопросы. Тогда я отвечаю, высказываю свою позицию, если это требуется, но ни в коем случае не спорю и не пытаюсь что-то подопечному доказать. Причем надо понимать: чтобы отвечать на вопросы, нужно быть подкованным в этой теме. Например, часто подопечные начинают сравнивать религии, и нужно разбираться в основах православной веры, в заповедях и традициях, чтобы отвечать компетентно. Я рассказываю о православии, так как живу в нем, а человек, воспитанный в мусульманстве, сам сравнивает и отвечает для себя на какие-то вопросы. Если мы имеем дело с единомышленником, который веру не отрицает, но в таинствах никогда не участвовал, то можно аккуратно поднять и эту тему.

Какие разговоры наиболее воодушевляют подопечных?

– Чаще всего подопечные вспоминают, рассказывают какие-то случаи из жизни, проговаривают обиды (даже на родственников) или радости (хвалят своих родных, детей и внуков). Живые воспоминания всегда интересны. Слушая очередной рассказ, я думаю, что не случайно Бог нам благословил встретиться и поговорить, потому что и я могу чему-то научиться от этого внешне немощного человека.

Но все же надо помнить, что разговоры не могут так утешить, как утешает деятельная любовь родных. Если больной видит, что его дети, возвращаясь с работы, рады ему, что они каждый свободный час или минутку посвящают общению с ним, заботе – это самое радостное.

И тут нужно помнить об эффекте бумеранга – как ты сегодня ухаживаешь за своей лежачей бабушкой или мамой, так через сколько-то лет за тобой будут ухаживать твои дети или добрые люди, которых тебе Бог пошлет в трудную минуту беспомощности.

Дорогие друзья! На сегодняшний день у Патронажной службы 75 подопечных. К Светлой Пасхе очень хочется порадовать этих людей особенными подарками. Просим поддержать сбор на пасхальные подарки. Для патронажных подопечных мы готовим на Пасху продуктовый набор (2 вида крупы, подсолнечное масло, печенье, чай, конфеты, консервы, сахар, жидкое мыло и влажные салфетки).

Свои вопросы по уходу за тяжелобольным вы всегда можете задать по телефону диспетчера Православной Службы Милосердия в Екатеринбурге (343) 200-07-04.

10 апреля 2019г.
M3 v.688