Руководить Службой добровольцев может…
Недавно в социальных сетях Православной Службы Милосердия появились первые объявления о том, что Служба добровольцев ищет руководителя. Да, мы отпускаем нашу дорогую Анастасию Камшилову в декретный отпуск. Желаем ей помощи Божией в последние месяцы перед рождением малыша, но пока Анастасия еще в строю, постараемся выяснить, какие приоритетные задачи сегодня стоят перед направлением и кто может руководить Службой добровольцев.
– В Службу добровольцев приходят люди, у которых уже есть мотив. Они хотят делать добро, помогать нуждающимся, ими движет вдохновение. Нам важно, чтобы это вдохновение, во-первых, не растворилось через пару месяцев реального служения, а во-вторых, чтобы оно обрело более надежную опору, нежели мимолетное желание или чувство жалости.
Моя основная задача как раз всеми возможными способами поддержать этих людей. Одно из первых изменений, которое мы когда-то ввели и которое работает до сих пор, – это то, что путь от собеседования к реальной встрече с подопечным стал короче – всего три шага.
Шаг 1 – Человек приходит на собеседование, мы выясняем его интересы (к чему лежит душа – помогать детям или одиноким старикам?) и возможности (сколько часов в неделю или месяц он может уделить добровольчеству).
Шаг 2 – Я передаю координатору конкретного направления контакт потенциального помощника. Координатор с человеком созванивается и старается сразу пригласить новичка поучаствовать в каком-то деле – и это уже в течение первой недели. Да, потом новичок может присматриваться к разным направлениям, посещать разные мероприятия, но мы будем с ним на связи, потому что он нам не безразличен.
Шаг 3 – Обучение. Причем не одна обучающая встреча, а серия семинаров, практикумов на самые разные темы от того, как ухаживать за разными категориями подопечных, до серьезных тем (уход подопечного, разговор о вере с подопечным и так далее). Ведь когда новичок соприкасается с реальным подопечным, возникает масса вопросов и недоумений.
– Да, у многих в начале добровольчества на глазах розовые очки. Например, человек ожидает, что он придет к бабушке-одуванчику и принесет ей продукты, а она прослезится и перекрестит его слабой рукой. Или он навестит сироту, пухленького и жизнерадостного, погуляет с ним и пойдет домой с приятным чувством умиления. А в реальности бабушки очень разные и, бывает, они просят их переодеть, а доброволец никогда в жизни этого не делал. А сирота оказывается вовсе не пухленьким, а тяжелобольным, и после общения с ним человек мучается от мыслей «почему болеют дети, где справедливость» и так далее. Поэтому я остаюсь на близкой связи с новенькими добровольцами по крайней мере первые два-три месяца, пока они не обретут поддержку в лице координатора направления.
И еще нам важно донести до добровольца, что наша задача – оказать именно ту помощь, какую ждет от нас подопечный, а не ту, какую мы для него запланировали, и чтобы при этом всем была польза. Например, доброволец изъявляет желание провести с детишками мастер-класс – это прекрасно! Но нам нужно учитывать особенности детей, к которым мы придем, и так продумать тему мастер-класса, чтобы помочь нашим подопечным деткам почувствовать участие Бога в их жизни. Такой подход называется умным добровольчеством, и ему нужно учиться.
– Духовное окормление – это также одна из важнейших задач. Мы приглашаем к добровольчеству всех, но в итоге остаются те, кто сочувствует христианской нравственности. Все-таки, можно сказать, что большинство наших добровольцев – православные христиане. Кроме того, мы видим, что около 60 % добровольцев вступили на путь серьезного воцерковления. Этому способствуют и встречи с духовником Службы, отцом Евгением Попиченко, и общедобровольческие литургии, и общее настроение в нашем коллективе. Буквально на прошлой неделе мы собирались на первую ночную Божественную Литургию, и было радостно видеть, как наши добровольцы серьезно готовились и приступали к Чаше.
Добровольчество, безусловно, меняет жизнь человека. Он начинает видеть то, чего раньше не замечал. Вот, например, старушка идет по гололеду с сумками в руках. Раньше он просто прошел бы мимо, не по жестокосердию, а по невнимательности.
– А иначе и быть не может. С кем-то мы встречаемся чаще и общаемся плотнее, кто-то участвует в жизни подопечных реже, но для нас важен именно личный контакт. Ведь все – и подопечные, и добровольцы, и координаторы – это личности, которые делают общее дело. Как Церковь – это тело Христово, так и наша Служба – это живой организм. В этом руководителю, безусловно, помогают координаторы – 26 человек, которые находятся в гуще событий, которые активны и креативны. Мы зачастую подстраховываем друг друга и должны быть не только на связи, но на одной волне.
Кроме того, чтобы мне понимать, какому направлению сегодня нужны поддержка и вдохновение или новые добровольческие силы, я периодически выезжаю на мероприятия разных направлений.
– Тут все зависит от человека. Если он достаточно чуток, гибок, внимателен, чтобы найти подход к очень разным людям, то это работа для него. Мне кажется, что эти качества больше присущи женщинам, хотя бывают и положительные примеры среди мужчин-руководителей.
– Думаю, что последнее слово может сказать только сам человек. Нужно просто ответить для себя на простые вопросы: умею ли я добиваться поставленных целей? Умею ли я общаться, слышать и мотивировать людей? И главное – какой у меня мотив?
Итак, подведем итоги. Руководитель добровольцев:
- участвует в развитии Службы добровольцев: знакомится с новыми участники, поддерживает их, участвует в обучении
- инициирует общедобровольческие мероприятия, а также принимает участие в ключевых событиях жизни Службы Милосердия
- взаимодействует с координаторами и руководителями направлений Службы Милосердия.
Личностные качества, необходимые для выполнения этой сложной, но очень интересной работы:
- ответственность
- активность
- умение общаться с людьми
- организационные навыки
Чем поможет вам Служба Милосердия:
- обучение
- поддержка большого дружного коллектива
- своевременное вознаграждение
Занятость – полный рабочий день, пять дней в неделю.
Резюме можно направить на почту kamshilova.а@soee.ru. Получить ответы на все интересующие вас вопросы можно по телефону 8-908-905-10-74 (Анастасия Камшилова).ico}