Как понять и принять «сложного» подростка?

Увидеть в агрессивном и хмуро смотрящим исподлобья подростке обычного ребенка, подойти и обнять его. Почувствовать, как оттаивает самый замороженный. Заметить, как уходит муть из взгляда и черная тоска с души. Сестра милосердия и социальный педагог Галина Александровна Кривоногова – добрый и тихий ангел для деток, проходящих лечение в свердловской областной психиатрической больнице. Она сразу пришла именно туда, именно к этим детям. И теперь она точно знает, как помочь самым беспомощным.

- Галина Александровна, случайно или намеренно вы оказались в больнице в качестве сестры милосердия?

- Каждого Бог ведет своими тропинками, и в моей истории было множество промыслительных «случайностей». Впервые я побывала в детских отделениях областной психиатрической больницы на Рождество Христово. Вместе с батюшкой и прихожанами дорогого моему сердцу Свято-Пантелеимоновского храма мы отправились в больницу, расположенную буквально через забор, чтобы поздравить деток с Рождеством Христовым.

Помню, как поразили меня эти дети. Стояла нарядная елка, был праздник, мы пришли с подарками. Дети водили хороводы, подпевали традиционным праздничным песенкам. Казалось бы, они должны были радоваться… но я смотрю, а глазки у них были грустные и какие-то уставшие. Мне захотелось что-то для этих детей сделать. И вот – неслучайная «случайность» - через некоторое время мне предложили приходить к этим детям в качестве добровольца: поиграть, пообщаться, провести творческое занятие. Я согласилась.

- Не смущали ли вас походы в психиатрическую больницу, были ли какие-то стереотипы или страхи?

- Я видела детей. Многие ребята из неполных семей, детских домов и приютов, из неблагополучных семей. Но в моих глазах это нормальные дети, которых трудная ситуация просто вышибла из нормальной жизни, обычного детства. И теперь я вижу, что эти дети практически ничем не отличаются от обычных детей. Искренние, открытые, очень благодарные, когда им оказываешь внимание и проникаешься их проблемами.

Конечно, отделение, где по два-три месяца лечатся дети, закрыто от жизни. И больничная обстановка, со своей закрытостью, процедурами и режимом доставляет мало радости маленьким пациентам.

- Наверняка, вы уже встречались и со сложными детьми. Вы уже знаете, как найти подход к агрессивному или замкнутому ребенку?

- Дети очень разные. Бывают и «сложные», и ты не знаешь, чего от них ждать в следующую минуту, но одно можно сказать со 100% уверенностью – все они открыты для искренней заботы, любви и участия. Они все хотят, чтобы их обняли и прижали к себе. Опыт показал, что даже самый агрессивный и замкнутый ребенок этого ждет. Просто не надо бояться этого делать. И вот ты подходишь, обнимаешь ребенка, гладишь его по головке и видишь по глазам, что он этого ждал, что ему этого очень не хватало.

Основные проблемы наших подопечных – это семейные отношения. Обделенные вниманием, недослушанные, не получившие любви в семье, они не могут найти ее и в дружеском окружении. Без любви родных из жизни убирается самая важная опора, все становится шатким, непостоянным, сомнительным. При этом они остаются искренними, сообразительными. Таких детей я называю звездочками. Они готовы ярко светить, а душа в какой-то момент надломилась, и ребенок совершает попытку самоубийства. А некоторые, не находя опоры в жизни, делают это неоднократно.

Например, одна девочка-подросток трижды совершала попытку самоубийства. Она глотала таблетки, резала себе вены, ее привозили в больницу, откачивали… Когда я ее спросила: «Что же случилось? Почему ты над собой такое делаешь?». Она ответила: «Хотела, чтобы окружающие, наконец, обратили на нее внимание, чтобы они поплакали, что меня нет. Хотела сделать им так же больно, как они делали больно мне».

На одной из первых встреч, после того как мы познакомились и немного пообщались с детьми, один мальчик вдруг сказал: «Я алкоголик». Может быть, это была проверка или вызов… Тогда я ответила: «Хорошо, что ты об этом сказал» - и мы продолжили общение. По окончании общего занятия он остался и рассказал, что он попадает в больницу уже не в первый раз: «Я хочу выйти из этого состояния… но не могу» - признался он. Пока он лечился, мы общались, и я поняла, что это совершенно одинокий ребенок, которому некому открыться, некому высказать свою боль, одиночество, заботы. И алкоголь для него изначально был протестом, который окружающие, возможно, так и не поняли.

Другой мальчик тоже не первый раз попадает в психиатрическую больницу из-за побегов. С мамой хронические конфликты, непонимания. Она пытается устроить свою личную жизнь - а он бежит. Помню, как на наших занятиях он очень старался сделать открытку для мамы. На красном сердечке писал «Мама, я тебя очень люблю. Прости меня за все». Пока он лежал в больнице, маму лишили родительских прав, и после выписки мальчика должны были отправить в детский дом. А у него на сердце осталось чувство, что это он во всем виноват…

Была четырнадцатилетняя девочка, которую еще во младенчестве мама оставила в детском доме. Она росла и всегда хотела найти свою маму, чтобы посмотреть ей в глаза, чтобы понять, почему мама ее оставила. «Я ничего не буду у нее просить, я уже сама взрослая. Мне нужно понять, чем я ей не понравилась? Чем я была плоха?» - эти вопросы, обнажающие чувство вины, мучают ее все эти годы.

Эти дети любят, несмотря ни на что, они умеют просить прощения, благодарить за самую малую ласку. Когда они приходят на первые встречи, то многие, словно улиточки, спрятались в свои панцири, сжались в маленький комочек. Но видя внимание и заинтересованность, они начинают открываться и рассказывать о себе, проговаривать свою боль. Эти дети практически научили меня одному важному правилу: если к тебе походит ребенок со своей бедой или проблемой, то все остальное должно отойти на второй план.

Как ребенка вырастить без любви? Без любви можно вырастить только пустоту и черствость. Любовь же все умягчает, а ее (и вообще что-то полезное) можно вложить в душу ребенка только тогда, когда он открывается.

Слава Богу, что у меня есть это служение, эти дети и возможность приходить к ним и быть с ними!

Сестричество милосердия существует исключительно за счет благотворительных средств. Поддержать сестер милосердия, ежедневно протягивающих руку помощи подопечным, можно просто:

1. На специальной страничке пожертвовать посильную для вашего бюджета сумму с пометкой «для сестер милосердия»

2. Оформить ежемесячный автоплатеж.

По материалам радиоканала «Воскресение». Выражаем глубокую признательность корреспонденту Анне Быданцевой за интерес к служению милосердия.

29 ноября 2018г.
M3 v.688