Размышления неверующего о Православной Службе Милосердия

Продолжаем знакомиться и в каких-то моментах узнавать себя в размышлениях добровольца Православной Службы Милосердия екатеринбургской епархии Алексея Б. Несколько лет Алексей помогает в Автобусе милосердия. Он не просто неверующий (как позиционирует сам себя). Скорее, он – ищущий, человек с живой совестью. А кто ищет важное, тот обязательно находит.

- Страдание живых людей, а также образ жизни и светлые характеры некоторых добровольцев, с которыми я имел уже счастье познакомиться и поговорить, вызывают во мне странную тревогу. Я говорю не о тревоге человека, обеспокоенного о ближнем я имею в виду глухую тревогу внезапного сознания того, что живу, как оказывается, неправильно, не по совести. Томительное горе некоторых бездомных – особенно старых, беспомощных – уничтожает привлекательность легкомысленных удовольствий и пустых разговоров, к которым я так крепко привык. Сравнивая же себя с благонравными добровольцами, я начинаю яснее видеть изъяны своего характера и обнаруживаю новые, которые подавляют меня своим количеством.

Пару раз, когда я возвращался домой из Автобуса милосердия, забыв уж о недавних разговорах и предоставленный самому себе, в памяти моей начинали появляться в самом отвратительном виде многочисленные моральные противоречия моей жизни. Совесть тяжелым камнем поворачивалась в груди и требовала строгого, немедленного осуждения и уничтожения всей той гадости, что предстала передо мной так очевидно. Придя домой и успокоившись, я понимал, что то была буря стыда и раскаяния перед собой, перед своей личностью: достойно прожить можно, лишь последовательно и бескомпромиссно вычищая из своей личности все, что осудит в ней прозорливая совесть, но я пренебрегал этой самодисциплиной – и ради такой бессмысленной житейской ерунды! Что-то внешнее, враждебное постоянно отвлекает меня от самого себя, и с какой готовностью, с какой радостью я теряю свое внимание! Мучительно жаль прошлого в такие моменты. Эти беспокойные минуты бесценны как топливо для внутренней работы.

Фото из открытых источников

Я понимаю, что помочь себе я могу одним только способом – я должен хотя бы искренне захотеть очистить мое замусоренное сердце от нравственных цепей и предрассудков, хотя сегодня мне кажется, что дотянуться до жемчужины искреннего стремления к добродетели сейчас для меня нет вообще никакой возможности. Чтобы добраться до нее, мне нужно и разобраться и с ленью своей, и с гордостью, и с отношением к деньгам, к людям, к семье, к религии, к смерти, каким-то образом нужно стать добродетельным, мудрым и храбрым, воспитывать себя беспрестанно… Ох, как много работы! И каждая мелочь – не мелочь, и все требует отдельного внимания, осмысления... На несколько жизней хватит.

Словом, любому молодому человеку было бы полезно дать понять, что вступление его в ряды добровольцев через неизбежные эмоциональные вспышки поможет ему очистить свою голову от множества неоправданных привычек и склонностей, пагубно влияющих и на его работоспособность, и на его нравственный облик. Всем это важно, всем это нужно.

Тревожит меня и другая мысль. Всегда, когда во мне появлялось желание стать лучше, когда я хотел избавиться от своих сомнительных привычек, сделать шаг к тому, чтобы стать достойным и честным человеком, я осознавал с горечью, что окружающий мировой порядок не только не поддерживает во мне эти стремления, но всеми силами будто пытается мне помешать. Что-то большое и неодолимое силится заставить нас поверить, что самые прекрасные наши желания на самом деле смешны и нелепы.

Фото из открытых источников

В студенческом обществе человек, говорящий о вреде роскоши, будет казаться странным и смешным. Если же он открыто выразит свое неодобрение современными романтическими отношениями, зачастую оскорбительными для человека, и начнет говорить о целомудрии, то в него, будьте уверены, полетят такие выражения, которые я не смогу здесь привести. Я даже не могу привести здесь слова, которые услышал, когда заявил перед тремя своими одногруппниками, что не хочу больше сквернословить (я жутко ругался раньше) – а, казалось бы, это желание заслуживает одобрения.

Постепенно мне становится очевидно, что для того, чтобы жить добродетельно и по правилам своей совести, нужна не только внутренняя работа и светлое проявление любви и солидарности к окружающим. В характере человека должен быть крепкий нравственный стержень, который не заржавел бы под ненавязчивой, но непрерывной пропагандой довольной, сытой и подленькой жизни. Тут нужно иметь мужество выйти из ряда вон, стать белой вороной из старой песенки:

«Только вдруг одна ворона

Говорит определенно:

В вашем хоре на заборе

Петь не буду, не хочу!..»

Прекрасно, что по возможности активное участие в делах милосердия может помочь разрыхлить разумную почву в голове, приготовить ее для семян любой доброй и разумной пропаганды. В этом смысле Служба и ее участники для нового добровольца играют роль колоссального противовеса тому развращающему влиянию современного мира, что влияет на нас ежеминутно.

Я надеюсь, что мне здесь помогут.

Фото из открытых источников.

Если вы хотите попасть в команду добровольцев Православной Службы Милосердия в Екатеринбурге приходите на собеседование в любое воскресенье в 13:00 по адресу: ул. Кирова, 65 (трамвайное кольцо ВИЗа).

Если остались вопросы, то звоните по телефону диспетчера (343)200-07-04

12 ноября 2018г.
M3 v.651