Брат милосердия помогает умирающим успеть главное. Часть 2

Мы продолжаем беседовать с Евгенем Кисловым, братом милосердия, который трудится в хосписе, Областном онкоцентре и в госпитале ветеранов войн. Евгений является помощником священника в деле подготовки тяжелобольных и умирающих людей к исповеди и причастию.

Обычному человеку в белом халате люди открывают свои сердца

У вас не возникает сомнений, может ли мирянин заниматься такой деятельностью, не обязанности ли это священника?

Здесь есть два очень важных момента. Во-первых, сегодня у Церкви нет таких священнических ресурсов, батюшки не могут в ежедневном режиме приходить в больницы, чтобы беседовать с людьми, так как у священника есть обязанность служить, заниматься прихожанами и множество других приходских послушаний. Поэтому священник и находит помощника, который может поделиться основами веры. Второй момент – мы не совершаем таинства, мы только помогаем к ним подготовиться, проходя самые основы веры. А делиться верой может не только священник, но вообще любой христианин.

Хотя бывает и так, что мне - обычному человеку в белом халате - люди открывают свои сердца, делятся своим самым наболевшим, плачут… Тут, как писал митрополит Антоний (Сурожский), надо иметь смелость принять другого человека с его болью и страхами.

А бывают у вас «дни простоя»?

Не всегда конечно получается. Бывает, не идет день, и это тоже полезно, чтобы не думать, что это ты сам все делаешь. Нет, ты – только помощник, только свидетель, костыль, которым управляет Бог.

Духовные книги надо не читать, с ними надо работать

А когда день складывается, то сколько человек проходят через вас?

Нормально, серьезно, не суетясь, за смену можно подготовить 3-4 человек максимум. Я в понедельник подготовил 3х человек и был выжат, как лимон. После разговора я стараюсь «вооружить человека» литературой, ведь если он лежит в онкоцентре, то он может просто выписаться, и мы больше не встретимся. В хосписе более продолжительный контакт, но там чаще приходится подопечных провожать в вечность.

Какие необычные случаи были в вашей работе?

Бывает, подготовишь человека к исповеди, а он не доживает до утра. Вроде бы накануне он согласился позвать священника, а когда священник приходит, человека уже нет, а у меня только его исповедь на листках бумаги. Значит промысел Божий таков о человеке. Были искренне желающие вытащить всю подноготную из себя. Они потом очень мирно отходили. Смотришь на этих людей, и уже не страшно за них. Был случай, когда мой подопечный несколько раз умирал и возвращался, но батюшка так и не успел причастить его, так как он был в бессознательном состоянии. А однажды я зашел в палату и пытался разбудить человека, с которым мы договорились о беседе… а он умер уже…

Необходима чуткость и аккуратность в общении с людьми

Есть ли то, что абсолютно запрещено в вашем служении?

Для меня под абсолютным запретом: споры о вере, осуждение, обвинения (когда говорят «ты сам виноват»). Несколько раз подопечные делились, что изначально ждали от меня негативной реакции, споров и были очень удивлены, когда не дождались. Для них это стало аргументом «за». Надо помнить, что наше общество сейчас очень ранимое, необходима чуткость и аккуратность.

Несмотря на все трудности для меня самое большое чудо и награда, что люди ХОТЯТ узнавать веру, готовиться к исповеди и причастию. Без Божьей помощи ничего бы не вышло.

Помощи Божией Евгению, всем подопечным, а также низкий поклон благотворителям Службы Милосердия, которые финансово поддерживают работу постов милосердия!

Сегодня вы можете поддержать сестер милосердия, которые помогают одиноким старикам и инвалидам.

19 сентября 2018г.
M3 v.651