«Помочь нельзя опустить руки»
Помогать каждый раз, когда тебя просят о помощи, и не ждать ничего в ответ – один из принципов Службы помощи бездомным только на первый взгляд может показаться простым. Когда есть возможность накормить, подобрать одежду и обувь, оказать простую медицинскую помощь, организовать восстановление документов, остается самое сложное – конкретный человек со своим взглядом на жизнь, мотивами поступков и страстями.
Социальный работник Автобуса милосердия Сергей Шляпников о специфике взаимодействия с подопечными Службы помощи бездомным:
– Однажды к нам пришел мужчина средних лет, грязный, неопрятно одетый. При том, что Андрей Тишин не был бездомным, он не работал и обращался за помощью к разным сотрудникам Православной Службы Милосердия, так как ему требовалась то одежда, то продукты питания, то деньги на лекарства. Все попытки устроить его на работу кончались ничем. Он уходил и вновь появлялся в грязной и непригодной одежде. Месяца через два я решил навестить его и посмотреть, как он живет, и ужаснулся. Квартира находилась в жутком состоянии, ни приготовить пищи, ни сходить в туалет там просто невозможно, все жилье было захламлено, в старых кастрюлях наросты засохшей несколько лет назад пищи. Было страшно и горько осознавать, что те «Народные обеды», которые мы Андрею выдавали, он просто не мог приготовить и даже не говорил об этом.
Мы попытались временно устроить Андрея в богадельню или больницу, чтобы с помощью добровольцев навести в его доме порядок, но сделать это сразу не удалось. Однажды я пришел к нему домой и застал его в болезненном состоянии. Скорая помощь увезла его в больницу. А когда я приехал его навестить, мне сказали, что Андрей умер – у него открылась язва желудка…
В мае 2017 года мы рассказывали историю еще одного подопечного – Владимира Леонтьевича Казакова, которому с помощью Бога и неравнодушных сотрудников государственных учреждений оформили и выдали российский паспорт взамен потерянного советского. Тогда сотрудники Службы помощи бездомным устроили Владимира Леонтьевича в приют для бездомных «Дари добро» и помогли получить минимальную пенсию. Однако, прожив в приюте совсем немного, он сбежал и живет снова на теплотрассах.
– Владимир продолжает приходить к нам в Автобус за одеждой и едой. Много таких людей, которым даже и не знаешь, как помочь, потому что они сами не хотят кардинально менять свою жизнь. Не случайно священники, работающие с бездомными, говорят о том, что у большинства бездомных развита огромная гордость. Казалось бы, как гордый человек может копаться в мусорных баках и жить на трубах?! Но гордость проявляется в том, что бездомный никому не хочет подчиняться. Ведь даже чтобы жить в приюте, нужно будет войти в какую-то социальную иерархию, признать и подчиниться существующему порядку. Гораздо проще «бомжевать» и оставаться при этом свободным от человеческой власти и правил. Такому человеку нужна лишь временная помощь. Измениться бездомный может только с Божией помощью и когда сам этого захочет! Так, например, в Соборе Успения Пресвятой Богородицы на ВИЗе трудится дворником наш подопечный Сергей. Он живет в приюте и за свои труды получает зарплату. Но пока это единственный случай в моей практике, когда человек изменился. И изменился лишь потому, что потянулся ко Христу (Сергей регулярно исповедуется и причащается).
Сейчас в Службу помощи бездомным регулярно приходит Александр. После неудачного лечения у него повредился мочевой пузырь. Инвалидность ему не дают, хотя он страдает неконтролируемым мочеиспусканием через каждые 15 минут. Сергей Шляпников выдает ему «Народные обеды» и памперсы, а также помогает подготовиться ко крещению. Он подарил Александру молитвослов и иконы, дал крестик. Александр начал ходить на огласительные беседы. И хотя ему физически тяжеловато сидеть на занятиях, он хочет узнать православную веру и принять крещение. Надеемся, что с Божией помощью Александр примет крещение и крест его болезней станет для него спасительным!
Приносить вещи можно непосредственно в Автобус (узнать расписание работы Автобуса можно здесь), а также в специальный ларь, расположенный на территории Собора Успения (Екатеринбург, ул. Кирова, 65).