В эфире сестра милосердия Ирина Пономарева
Мы много раз рассказывали истории о сестрах милосердия, которые ради служения любви оставляли свои светские работы: были инженерами, педагогами, менеджерами, а теперь оказались на патронажных адресах или постах милосердия. А сегодня расскажем о совсем необычной сестре, которая свою основную работу превратила в служение милосердия.
Знакомьтесь – Ирина Пономарева, сестра милосердия, корреспондент православного телеканала «Союз», выпустившая в эфир десятки (если не сотни) материалов о деятельности Православной Службы Милосердия Екатеринбургской епархии.
«Когда деревья говорили»
Сестры милосердия появились в моей жизни без малого восемь лет назад, когда я оказалась в храме великомученика и целителя Пантелеимона. Мне очень понравилась атмосфера в приходе и люди. Мне нравилось проводить как можно больше времени с ними, чтобы видеть, как на практике применяются заповеди в жизни, как строить отношения с людьми. Я не помню, чтобы сестры как-то выделялись особо, они просто были частью этой приходской семьи, в которой мне было чрезвычайно хорошо. И вот я узнала, что есть сестринские собрания. Мне ужасно захотелось туда попасть. Кажется, я вызвалась раздавать сестрам еду (перед собранием все обедали) – лишь бы только найти предлог попасть на собрание. Когда-то в юности, «когда трава была зеленее и деревья говорили», у меня было много свободного времени. И мне хотелось проводить его с пользой.
Вскоре после того, как я пришла в храм целителя Пантелеимона, меня привлекли к добровольческой деятельности в журнале «Православный вестник». Я делала статьи для рубрики «Путь к Богу» меня интересовало, как люди приходят к вере, как они сообщают об этом близким и коллегам, как сочетают веру и работу, учебу… Это было интересно, но никак не ассоциировалось с делами милосердия, к которым я так стремилась. Мне казалось, что помогать детям и старикам – вот это да, а участвовать в выпуске журнала – что-то обычное.
Однажды на приходском сплаве мы стали все знакомиться. Каждый говорил, что он доброволец, помогает то-то, а я говорю: вот, мне бы тоже хотелось быть добровольцем… Помню, батюшка рассмеялся: «Ты же и так доброволец». Но информационное служение у меня никак не ассоциировалось со служением милосердия. Позже я стала думать, однако, что это прямо-таки милосердие – журнал наш «Православный вестник». Сама я всегда залпом прочитывала весь номер, как только он выходил, в этот же вечер, получала огромное удовольствие, утешение какое-то. И вот когда кто-то напишет что-то такое доброе – здорово же. Душевная помощь, беседа через журнал – это тоже важно, как важна уборка на патронажном адресе или обработка ран бездомных в Автобусе милосердия.
«Будешь сестрой!»
Несколько месяцев я ходила в Научно-практический центр «Бонум». Мы проводили занятия для детишек, рассказывали что-нибудь, связанное с храмом, церковью, делали поделки. А вскоре меня посвятили в сестры милосердия Было это так. Батюшка отозвал в сторонку и говорит: «Мы тебя на днях посвятим в сестры». Поставили перед фактом. И страшно, и радостно. Старшая сестра Настя уже была в сестричестве. А она всегда для меня была примером во всем. Я за ней люблю хвостиком. У старших – у них такая участь, хвостиков терпеть.
А потом батюшка благословил сестрам, которые занимаются административным, информационным служением, по 4 часа в неделю приходить к подопечным. И вот уже четвертый год раз в неделю я хожу на патронаж. Это действительно очень важно, чтобы непосредственно оказывать какую-то помощь живому человеку. Правда и на патронажном адресе у меня необычная ситуация. Скорее, меня поддерживают и к Богу приближают, потому что хожу я к схимонахине Саломии. Она еще всегда меня кормит, старается чем-нибудь угостить, подарочек дать, и молится за меня. В общем, кругом у меня курорт, даже на патронаже.
Свои люди на «Союзе»
Проработав несколько лет после университета на православном телеканале «Союз», могу с уверенностью сказать, что сюжеты на телевидении тоже важная штука. Какое-то время, когда моя мама работала на своей светской работе, я ей все время показывала все сюжеты про нашу Службу Милосердия. На этих сюжетах, как она потом призналась, она и дозрела до решения стать сестрой. Хотя, конечно, одними сюжетами человека не убедишь. У мамы был свой важный путь воцерковления и созревания.
Когда-то эти сюжеты о разных направлениях Службы Милосердия показывали на добровольческих собраниях, чтобы новенькие добровольцы могли увидеть и выбрать то служение, которое сердцу ближе. Пару раз я делала рубрику «Служение любви» – портреты сестер милосердия. Мне хотелось рассказать людям, что есть вообще такая профессия-служение, как сестра милосердия, чтобы они тоже захотели присоединиться к этому доброму делу.
«Сестры выстоят на Соловках»
Можно сказать, что «сестра милосердия» для меня – это перспектива роста. Все сестры такие тренированные и сильные духом. Они если что и в холодном озере выстоят, как севастийские мученики, от Христа не отрекутся… На Соловках выстоят… А я? Страшно выпасть из сестринского строя. Страшно остаться без Бога. Сестринское служение по идее отлично тренирует волю. Замечательно, когда есть в жизни такие люди. Семьи-то у нас теперь маленькие, родственные связи у многих не очень развиты… А здесь я знаю, что в любое время могу позвонить какой-нибудь сестре, если со мной что-то случится, и она меня спасет.
Вот только важно, чтобы собственно семья при этом не теряла своего значения. Чтобы родные люди все же были на первом месте. Чтобы, зарядившись энергией в среде сестер, мы несли бы эту энергию, любовь в свои дома, в свои семьи, а не просто переключались со своих семейных проблем на других людей. И непременно уделяли время своей семье. Ведь если всегда быть где-то в сестричестве – домашние непременно почувствуют недостачу внимания, любви, заботы, просто совместно проведенного времени.
Хотелось бы до конца жизни пробыть сестрой милосердия. Потому что раз посвятили – это же все, это навсегда.
Помогай Господь!