Мы очень важны друг другу!
28 февраля 2016 года семейный дом семейный дом «Радость моя» отметил замечательное событие – юбилей главы семейства Вячеслава Афанасьева. Два года назад жизнь Вячеслава круто изменилась. Доброволец Православной Службы Милосердия, отец взрослого сына Вячеслав почти в мгновение ока стал многодетным отцом семерых мальчиков, самому старшему из которых исполнилось десять лет.
О том, как за эти два года изменился Вячеслав, как он привыкал к своему статусу и новой жизни, мы беседуем с надежной помощницей мужа и приемной мамой ребят Еленой Афанасьевой.
– Елена, два года прошло с тех пор, как вы получили статус приемной семьи и собрали все необходимые документы. Помните ли Вы свои тогдашние страхи, надежды, сомнения? Возможно, какие-то из них развеялись или сегодня кажутся несущественными?
– Для нас с мужем это первый опыт усыновления детишек. Наш единственный родной сын уже взрослый, мы от маленьких детей успели отвыкнуть. И тут вдруг предложение стать приемными родителями для нескольких деток!
Первыми нашими сыновьями стали Тихон и Владимир. Одному два годика, другому – три, и у обоих своя горькая история за плечами. Тишечка каждую ночь плакал, кричал – это тоже след прошлой жизни. У всех наших детишек жизнь была очень тяжелая. Пап ни у кого не было. В свидетельствах о рождении в графе «папа» везде прочерк. Мамы тоже проблемные. Поэтому, конечно, сначала у нас основным страхом была неизвестность: дети незнакомые, у некоторых тяжелые заболевания, особенности характера. Как это принять? Что мы сможем для ребятишек сделать? Было страшно взять на себя ответственность за конкретного ребенка. Например, у Сени онкологическое заболевание третьей стадии. Когда я ухаживала за ним в течение года в детском онкоцентре, я видела, как ему было тяжело – у него были и истерики, и нервные срывы. Но когда мы узнали, что он оказался в детском доме, мы его взяли.
Второй страх – страх непрофессионализма. Когда берешь чужого ребеночка, не знаешь его прошлого, не знаешь, на что он способен и чего от него ожидать, как к нему вообще подступиться. А мы не профессионалы, и к педагогике или психологии вообще никакого отношения не имеем. Мы шли обычным родительским путем. Это было похоже на разведку боем.
Поначалу было очень-очень сложно даже с тремя детишками. Первые трое детей жили в детском доме недолго, а до этого о них заботились мамы или соседи, когда мамы уходили «в загул». А наш четвертый сын Толик практически с рождения – в детском доме. И у него больше всех душа повредилась. Он был очень заторможен, жил и все делал только по команде: если он хотел в туалет, то просто ждал, когда ему скажут пойти спать ложился «по-солдатски» и даже не шевелился. Слава Богу, Тишечка к тому времени немножечко успокоился, у нас и ночи стали проходить спокойнее. Мы потихонечку стали друг к другу привыкать, друг с другом знакомиться.
Интересно, но мы переболели всеми болезнями, какими только могли. Стабильно раз в месяц мы (и взрослые, и дети) дружно заболевали. Ведь каждый ребенок приносил и свои болячки, и свои инфекции. Так продолжалось целый год! Но ведь и в любой семье, когда рождается ребеночек, первый год всегда сложный. Хотя было очень тяжело, но этот год пролетел на одном дыхании. Второй год прошел поспокойнее и полегче. Мы свозили ребятишек на море и после поездки детки ни разу не болели. Поэтому мы уже не переживаем из-за страха неизвестности.
– Как изменился Вячеслав с тех пор, как в его жизни стали появляться один за другим сыновья? Возможно, в нем открылись какие-то скрытые ранее таланты или он Вас удивил чем-нибудь?
– По отношению к 50-летнему мужчине это звучит немного забавно, но он явно повзрослел, стал более серьезным. Всю жизнь Вячеслав был «культмассовым сектором» – всех организовывал на какие-то интересные мероприятия, веселил. С детьми у него раскрылись замечательные педагогические таланты. Он находит общий язык с детьми даже лучше, чем я. Не перестаю делать ему комплименты в этом плане: «Надо же, как ты с ним поговорил, какие слова нашел, как здорово у тебя это получается!»
Он мне очень нравится таким, какой он сейчас есть. Не знаю, какими бы мы были, если бы батюшка не благословил нас на это дело. Я бы, наверное, и дальше работала сестрой милосердия, а Слава занимался бы строительством. Но теперь нам обоим понятно, что Господь поставил нас на важное дело, которое лично мы можем делать. Ведь с родителями детишкам лучше, чем в детском доме. Думаю, что мы друг другу важны. Они нам нужны, мы – им. Так совместно и будем спасаться. А Вячеслав «вошел во вкус», во всяком случае мы не жалеем о том, что наша жизнь круто изменилась.
– «Папа Вячеслав» скорее друг или наставник?
– И то, и другое. Вячеслав старается быть другом. Когда папа уезжает куда-нибудь даже на полдня, то по его возвращении у нас в доме «слезный праздник»: все несутся со всех концов дома и кричат: «ПАПОЧКА ПРИЕХАЛ!», все его целуют, как будто его целую неделю дома не было. Они очень-очень радуются при каждом его возвращении. Он их и ругает, и наставляет, и воспитывает, некоторые и плачут, когда по заслугам получают какое-то серьезное и строгое наставление. А в сердцах все равно живет отношение – «папочка и добрый, и хороший».
– Что Вы пожелали супругу в день рождения?
– Всегда желаю ему терпения и здоровья и поддерживаю его всячески. Друг без друга мы не сможем ничего сделать. Поэтому я просто ему говорю: «Ты, пожалуйста, подольше поживи, потому что без тебя у меня вообще ничего не получится». Желаю, чтобы нам хватило сил и здоровья детишек поднять. А ребята сделали в подарок папе поделки и картины из подручного материала. На это они у нас большие мастера!
Дорогие Вячеслав и Елена! От лица всех сотрудников, добровольцев, благотворителей и друзей Православной Службы Милосердия желаем вам с надеждой на Господа делать очень важное дело. А кормчему большого семейного корабля Вячеславу желаем всегда чувствовать поддержку ребячьей команды и молитвенной помощи Пресвятой Богородицы!