Итоги всероссийской конференции

26 марта 2015 г. в Екатеринбурге прошла Всероссийская конференция «Защита прав ребенка на жизнь и охрану здоровья до рождения»

Как отмечает исполнительный директор епархиального Центра защиты материнства «Колыбель» Бориса Харченко, впервые в истории Российского государства тема нерождённых детей была поднята по инициативе государственного аппарата по правам ребёнка.

Выступление Бориса Харченко

У представителей ЦЗМ «Колыбель» была уникальная возможность показать участникам конференции некоторые инструменты просветительской работы: муляжи, листовки, буклеты, журналы для женских консультаций, а также выставочный комплекс «Человеческий потенциал России», который вызвал живой интерес. Очень важным было участие и выступление на мероприятии с интересным докладом митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла.

Сотрудник ЦЗМ «Колыбель» Павел Бызов, выступивший с докладом на конференции, поделился своими впечатлениями от мероприятия:

– Особенно порадовал доклад на пленарном заседании заместителя директора Департамента развития медицинской помощи детям и службы родовспоможения Олега Филиппова из МЗ РФ (Москва), который рассказал о поступательном движении МЗ РФ в вопросе законодательной защиты материнства, начиная с 2003 года. Также уполномоченный по правам ребенка Павел Астахов в своем видеообращении к участникам конференции сказал, что право на жизнь до рождения является фундаментальным правом ребенка. Многие региональные уполномоченные выражали похожие убеждения, открыто называя аборт убийством. Особенно запомнился рассказ детского уполномоченного по Забайкальскому Краю Владимира Шадапова о том, как беременную 12-летнюю школьницу на вертолете везли из поселка в приют, чтобы оградить от воздействия родственников, настаивающих на аборте.

На конференции я выступил с докладом о польском опыте законодательной защиты жизни до рождения. Пример Польши примечателен тем, что запрет абортов в 1993 году не вызвал негативных последствия для женского или младенческого здоровья, но вместе с тем, не вызвал и ожидаемого роста рождаемости. Единственное объяснение — широкое применение контрацепции с абортивным действием (т. е. внутриматочных спиралей и гормональной контрацепции), которые уничтожают зачатую жизнь на самых ранних сроках. Вывод: защита жизни ребенка должна начинаться не «до рождения» (как сформулировано в названии конференции), а именно с самого начала — с момента зачатия. В целом осталось светлое впечатление. Все-таки, Россия, несмотря на легальность абортов — одна из немногих стран мира, где на официальном уровне наблюдается тенденция усиления защиты жизни внутриутробного ребенка.

Выступление Павла Бызова, сотрудника Центр защиты материнства «Колыбель» при Отделе социального служения Екатеринбургской епархии на Всероссийской конференции «Защита прав ребенка на жизнь и охрану здоровья до рождения» 26 марта 2015 года (Екатеринбург)

ТЕМА: «ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ЗАЩИТА ЖИЗНИ ЗАЧАТОГО РЕБЁНКА - ОПЫТ ПОЛЬШИ (1993-2015)»

Уже с 2000 годов в России поднимается вопрос о законодательном ограничении или полном запрещении абортов. Сейчас в ГД РФ лежит законопроект депутата Федорова, предполагающий запрещение абортов. Возможные последствия запрета абортов в России можно попытаться оценить на примере Польши, где аборты были запрещены (за редкимми исключениями, о которых ниже) в 1993 году.

ИСТОРИЯ ЗАКОНА

В начале 1990-х годов в результате первых демократических выборов, проходивших под лозунгами «возрождения Польши» и «декоммунизации», власть в Польше перешла к представителям дружественного к Католической Церкви движения «Солидарность». Одной из самых резонансных инициатив новой власти был «ЗАКОН от 7 января 1993 г. о планировании семьи, защите человеческого плода и условиях допустимости прерывания беременности.

Согласно этому закону, производство аборта является уголовным преступлением, за исключением трех случаев:

  • беременность представляет угрозу жизни матери,

  • у внутриутробного ребенка диагностированы пороки развития не поддающиеся лечению,

  • беременность является результатом преступления (инцест, изнасилование).

Этот закон ввел понятие «зачатый ребенок» в Уголовный (ст. 149. 156, 157) и Гражданский Кодекс (ст. 466) Польши. А также обязал Правительство Польши составлять ежегодные рапорты по выполнению этого закона, которые являются замечательным источником данных о таких показателях, как материнская и младенческая смертность, инфантицид, отказы от детей, доступность средств контрацепции, принимаемые меры по воспитанию репродуктивной культуры молодежи итд.

ПРЕДУСМОТРЕННЫЕ ЗАКОНОМ МЕРЫ ПО ЗАЩИТЕ МАТЕРИ И РЕБЕНКА:

Ст. 23б УК РП пар. 1 Зачатый ребенок не может быть объектом иных действий, кроме как направленных на защиту его жизни, здоровья этого ребенка и его матери (за исключением допускающим инвазивную пренатальную диагностику).

Тут решающую роль играет отношение самих врачей к аборту, как к убийству и нарушению врачебной этики. Оно закреплено в Едином Кодексе Врачебной Этики, который был принят еще в 1991 г. общепольским съездом врачей. Это является результатом многолетной просветительской работы Движения в Защиту Жизни среди врачей. Ст. 39 Закона О профессии врача с 1996 года разрешает врачу отказаться от производства мед. вмешательства если оно противоречит его убеждениям, но обязан проинформировать пациента, куда он может обратиться. Это касается и абортов. При этом польские врачи отказываются рекоммендовать коллег для прерывания беременности, ссылаясь на Кодекс Врачебной Этики. Даже в нарушение закона.

Ст 149а УК — Лицо повлекшее своими действиями смерть зачатого ребенка, наказывается лишением свободы до 2 лет. При этом оговаривается, что мать зачатого ребенка не подлеждит наказанию, и допускается производство аборта врачом для спасения жизни матери. Можно сказать, что с точки зрения матери и врача выполняющего аборт — польское законодательство довольно гуманно. В итоге несмотря на существующий в Польше рынок подпольных абортов и абортивных медикаментов, реальные сроки за производство абортов реально получают единицы. (10-30 человек в зависимости от года).

Ст. 149б УК — вводит уголовное наказание за насильственное прерывание беременности и за принуждение к аборту. По этой статье трудно кого-либо привлечь, но она дает женщине определенную защиту и от действий родственников и от недобросовестных врачей. В России принуждение к аборту — серьезная общественная проблема. К сожалению, количественных данных на эту тему мне найти пока не удалось, но по опыту работы организаций по защите материнства можно сказать, что сегодня в России принуждение к аборту является повсеместным.

Ст. 156а УК РП — предусматривает уголовную ответственность за причинение вреда здоровью зачатого ребенка. Защита от халатности врачей.

Ст.3 о взаимодействии органов государственного управления с Церковью и общественными организациями в вопросе опеки над беременными женщинами , организации приемных семей и помощи в усыновлении. На 8сегодня, по нашим оценкам, в России порядка 150 таких НКО, их работа очень востребована и их количество постоянно растет. Но, за редкими исключениями, отсутствует системне взаимодействие с структурами Минздрава и Минтруда. Часто организации могут находиться в одном городе и даже не знать друг о друге. Соответствующий закон, будь он принят в России, повысил бы эффективность работы церковных и некоммерческих организаций, занимающихся защитой материнства.

Что касается устройства детей, которые являются , как у нас принято говорить «нежеланными», количество мест в яслях — составляет ок. 5% от числа рождений. Это один из самых низких показателей в ЕС и в мире. Пока мать ходит на работу или учится, детьми как правило занимаются ее родители или родственники. По данным польских исследований для Всемирного Банка — это касается 40% детей до 3х лет. Из числа детей оставленных без попечения родителей, около 50% устраивается в родственные семьи. В Польше довольно крепкие семьи — соотношение брачности и разводимости в поколении 60-70-х годов было в разы выше чем в СССР. Вероятно, это связано с более поздней, чем в России, легализацией абортов по желанию женщины. В России аборты по желанию женщины разрешены с 1920 года (с перерывом в годах 1936-1955), в Польше — фактическая легализация абортов по желанию женщины произожла только в 1956 году. Как известно, аборт часто приводит к распаду отношений в семье. К тому же в Польше до сих пор браки расторгаются исключительно по решению суда.

Система финансовой поддержки матерей схожа с российской и по типам и по величине выплат (которые, впрочем, у нас немного выше), однако отсутствует стимулирование рождение последующих детей, в частности программа материнского капитала. С 2013 года отпуск по уходу за ребенком был продлен до 52 недель, с возможностью поделить это время между обоих родителей. В результате в Польше наблюдается долгожданный рост рождаемости.

Ст. 4. Введение правственного и полового воспитания в школах с целью подготовки к семейной жизни. Тут можно спорить о необходимости и формах полового воспитания. Опыт Польши показывает, что уже сейчас программы полового воспитания для всех стран мира, пишут какие-то -мягко говоря - странные люди из ВОЗ, к примеру, по этим программам детей до 4 лет следует обучать мастурбации. В Польше это уже печальная реальность. Это отдельная тема, которую не буду затрагивать. Что касается нравственного воспитания в русле традиционных семейных ценностей, позволю себе прорекламировать УМК для старшеклассников «Нравственные Основы Семейной Жизни», созданный в Екатеринбурге, по которому ведется обучение в отдельных регионах России. Результаты просто потрясающие. К примеру за первый год занятий, убеждение о приемлемости т.н. «гражданского брака» снижается у парней и девушек с 60% до 15% и 2% соответственно.

Закон о уполномоченном по правам ребенка (2000 г.): этим законом «ребенок» определяется как человеческое существо с момента зачатия до достижения совершеннолетия. В обязанности польского уполномоченного входит защита прав ребенка, таких как право на защиту жизни и здоровья, право на воспитание в семье, право на достойные бытовые условия и право на образование. Здесь, к сожалению многое зависит от человеческого фактора: предыдущий омбудсмен Эва Совиньска, врач и мать 6-рых детей, поддеривала отмену абортов для спасения жизни матери. Действующий омбудсмен Марек Михаляк полностью устранился от участия в обсуждении вопросов защиты жизни нерожденных детей, и даже был уличен в некой тайной переписке с активистами НКО «Кампания против Гомофобии», ответственной за продвижение антисемейных, растлевающих программ ВОЗ по «толерантности» и половому воспитанию.

ПОСЛЕДСТВИЯ ПРИНЯТИЯ ЗАКОНА

Принято считать, что после запрета абортов государство вынуждено искать точку равновесия между ростом рождаемости (который является для нас несомненно желанным результатом) и нежеланными последствиями, такими как рост материнской и младенческой смертности, а также рост количества отказных детей и сирот. Пример Польши показывает, что реальность рубежа XX-XX1 веков не настолько трагична, но вместе с тем гораздо сложнее.

МАТЕРИНСКАЯ и МЛАДЕНЧЕСКАЯ СМЕРТНОСТЬ:

С конца 50-х годов в Польше, как и во многих странах мира, идет снижение материнской и младенческой смертности. Запрет абортов не повлиял на эти тренды. На сегодня в Польше один из самых низких в мире показатель материнской смертности – 2 случая на 100000 родов. Для сравнения — в России - 20. Младенческая смертность – 6 случаев на 1000 родов (в России - 8). Количество убийств новорожденных до 1 года — с начала 90-х снизилосьб с 60 до 25-30 случаев. Количество новорожденных оставленных в роддомах в 2005-2012 годах колебалось в пределах от 720 до 1021.

РОЖДЕНИЯ:

Ст. 1 закона в редакции 1993 года, о праве на жизнь и защиту с момента зачатия. К сожалению, в 1996 году «право на жизнь с момента зачатия» было заменено «защитой права на жизнь до рождения». В чем разница?
Сейчас большинство абортов происходит на самой ранней стадии — до имплантации, в результате применения ВМС и гормональной контрацепции. К чему это приводит? Вот в 1993 году запретили аборты. Количество выкидышей стабилизировалось, но не выросло. Спрашивается, куда девались дети?! Несомненно, виновато и бесплодие в результате абортов, и искусственное бесплодие вызванное ГК, и многие другие факторы. Проблема в том, что мы даже не знаем соотношения между причинами этого снижения рождаемсти. Поэтому, из соображений демографической безопасности, необходимо охватить защитой самый ранний период внутриутробной жизни человека — от зачатия до имплантации. Это подразумевает как минимум жесткий контроль и учет оборота медикаментов с абортивным эффектом (ГК, ВМС, РУ-486).

ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ

Закон защищающий жизнь зачатого ребенка изменил общественное мнение. Сегодня для большинства поляков аборт является неприемлемым.

По данным исследования Центра Исследования Общественного Мнения «Опыт аборта у полек» - польки, которые вошли в репродуктивный возраст до 1993 года 36% делали аборты, после 1993 — всего 13%.

Повлиял ли закон на отношение полек к деторождению? ДА! К примеру, суммарный коэффициент рождаемости польских эмигранток в стране с хорошей системой социальной защиты материнства, Великобритании — 1.9.

Это показывает потенциал улучшения демографических показателей и для нашей страны, при наличии более решительных мер по поддержке материнства, которые, как показывает опыт Польши, должны включать и законодательную защиту жизни зачатого ребенка.

Спасибо за внимание!

Презентация Павла Бызова «ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ЗАЩИТА ЖИЗНИ ЗАЧАТОГО РЕБЁНКА - ОПЫТ ПОЛЬШИ (1993-2015)» (( ))

Фотоотчет. Итоги всероссийской конференции: отзывы представителей ЦЗМ «Колыбель»

Пожертвовать

14 апреля 2015г.
M3 v.688