Покаянный крестный ход с иконой Вифлеемских младенцев

Осенью 2013 года в Екатеринбургской митрополии был организован крестный ход с иконой Вифлеемских младенцев, длившийся несколько месяцев. Идея об этом зародилась после шокирующих событий 2012 года, когда в лесу под Невьянском были обнаружены выброшенные в овраг останки 251-го нерождённого младенца. Дети погибли в результате абортов и выкидышей. ("Православный вестник" подробно рассказывал об этом в номере 4 (107) 2012 г.)

Осенью 2013 года в Екате- ринбургской митрополии был организован крестный ход с иконой Вифлеемских младенцев, длившийся несколько месяцев

Посвящённый защите жизни, поддержке многодетных семей и семейных ценностей, крестный ход удивительно совпал с новым этапом работы одного из его организаторов — Центра защиты материнства «Колыбель».

Во время и после крестного хода Центр, действующий при Отделе социального служения Екатеринбургской епархии, неоднократно оказывался в центре внимания как церковных, так и светских СМИ. Тема противоабортной деятельности стала одной из самых обсуждаемых в прессе, а идея защиты права нерожденных младенцев на жизнь получила широкое распространение.

Предлагаем вашему вниманию беседу наших корреспондентов журнала «Праовлсанвый вестник» с исполнительным директором Центра защиты материнства «Колыбель» Борисом Харченко.

Борис Харченко: «Таких малышей тысячами уничтожают в нашем обществе»

Борис, как принималось решение об организации столь масштабного крестного хода?

Идея принадлежит Алексею Васильевичу Комаровскому, президенту благотворительного фонда Защиты семьи, материнства и детства, а благословение на проведение крестного хода он получил у протоиерея Димитрия Смирнова, председателя Патриаршей комиссии по вопросам семьи и защите материнства, и у митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла. Было решено пронести икону Вифлеемских младенцев по всей Екатеринбургской митрополии. Это первая в России икона с мощами младенцев, убиенных два тысячелетия назад в Вифлееме хранится она в храме Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке в Москве. Таким образом мы хотели развить тему сохранения семейных ценностей и поддержки многодетных семей, и сделать упор в сторону борьбы с грехом детоубийства (аборта), который сегодня, к сожалению, принял в России немыслимые формы и масштабы. Мы имели в виду и еще одну цель: собрать пожертвования на строительство памятника — символа многодетной семьи, будущей многодетной России.

Где планируется установить этот памятник?

Это решит Патриаршая комиссия по вопросам семьи. Но есть большая вероятность, что его поставят именно в Екатеринбурге, поскольку в нашем городе была убита семья Царственных Страстотерпцев — живой пример и образ многодетной, православной, крепкой семьи.

По каким городам прошел крестный ход?

Маршрут мы тщательно прорабатывали, чтобы охвачена была действительно вся митрополия. Сначала мы провезли икону по Екатеринбургу: Храм-на-Крови, Свято-Троицкий собор, храм Рождества Христова. Потом отправились в Первоуральск. Там нам пришла идея прикрепить к ящику для сбора пожертвований муляж нерождённого младенчика десяти недель. Ведь именно таких малышей тысячами уничтожают в нашем обществе каждый день. И именно после Первоуральска я стал замечать, как это волновало людей, по-особому на них воздействовало.

Потом у нас на пути был Красноуфимск. Икону мы привезли в храм Александра Невского он стоит как будто на островке в центре города, а с обеих сторон проходят дороги. В этом храме во время молебна особо остро ощущалось, как эта греховная рана болит в душах пожилых женщин. Это страшные плоды советского времени, ведь тогда аборт считался безобидным, непостыдным делом, информации, практически, не было. И, конечно, на них вины меньше, чем на современных женщинах.

Перед автопробегом от часовни Вифлеемских младенцев до места обнаружения страшной находки под Невьянском, где были найдены останки нерожденных младенцев

Были мы в Верхней Пышме и Серове. Очень торжественно нас встретили в Свято-Троицком кафедральном соборе Нижнего Тагила. Там мне запомнилась проповедь настоятеля храма, который сказал, что Ирод по сравнению с нами не такой уж и грешник, поскольку он убил 14 тысяч младенцев, а наш народ уничтожает по несколько тысяч своих детей каждый день. Участвовал в этом богослужении и клирик Александро-Невского храма о.Димитрий Эппель, который является духовником Нижнетагильского епархиального центра поддержки семьи «Радость моя».

Потом икону мы повезли в любимый мною город Карпинск. Здесь находится местный центр защиты материнства, который возглавляет иерей Антоний Шубинов, настоятель храма Казанской иконы Божией Матери, удивительный человек по своему служению, образованности и по своей любви к ближним. Уже три года этим центром ведётся активная работа по защите материнства, и батюшка вместе со своей помощницей Надеждой Михайловной Жуковой сумел так развернуть работу, что в городе количество абортов снизилось на треть. Получается, два человека смогли изменить общественное сознание. И сейчас они даже задумываются о том, чтобы инициировать запрет искусственного прерывания беременности на территории города Карпинска. Их поддерживают местная власть, врачи и молодёжь. И уже важно не то, удастся это или нет, а само освещение этой идеи. Потому что, когда появляются такие инициативы, то СМИ их подхватывают, и это помогает отвратить кого-то от тяжкого греха. В Карпинске была действительно хорошая встреча, в храм приехал местный телеканал, и мне дали возможность произнести перед камерой целую проповедь.

И последний пункт нашего пребывания — город Каменск-Уральский, кафедральный Свято-Троицкий собор. Была торжественная встреча, много духовенства, мы отслужили молебен, и батюшка сказал очень важные слова о том, что наша история, история некогда великой страны, может остановиться, если мы не перестанем убивать наших детей.

Молебен у Креста под Невьянском

Какие впечатления у вас оставила поездка? Что она изменила?

Дорога была дальняя, непростая, но в итоге я рад был полученной возможности увидеть малые уральские города. Раньше я относился к ним настороженно, казалось, оттуда бежать надо, но теперь они для меня, как глоток свежего воздуха — тишина, покой, совсем другая атмосфера, мироощущение, которое так ценно для нас, жителей больших городов.

А почему так важно было, чтобы икона объехала всю митрополию, я понял только в ноябре, когда «Колыбелью» стали активно интересоваться СМИ, причём, как нам казалось, без видимой причины. Сделали много хорошего материала: документальный фильм телеканала «Накануне.ру», сюжеты для местного телевидения и федерального «Первого канала», телеканал «Russia Today» снял фильм (он пока ещё не вышел). И, что самое для меня удивительное — везде показывали наши муляжи младенцев и акцентировали внимание на негативных, страшных последствиях абортов.

В день памяти четырнадцати тысяч убиенных от Ирода Вифлеемских младенцев сотрудники православного Центра защиты материнства «Колыбель» организовали акцию «Свеча памяти»

Были у вас в пути какие-то сложности, искушения?

Каждый человек, занимаясь правым делом, подвергается испытаниям разного характера — и духовным, и физическим. Но важно помнить, что занимаешься делом, угодным Богу — это помогает выстоять. У каждого человека в нашей команде, естественно, была своя мотивация: кто-то хотел покаяться, а кто-то — сказать людям правду, которая защищает жизнь с момента зачатия. Но в своём правдолюбии тоже нужно быть осторожным, поскольку легко впасть в гордыню.

И, конечно, нужно осудить грех, но не осудить грешника. С одной стороны, когда мы не осуждаем грех, мы о нём просто молчим, потакаем греху. С другой стороны, когда начинаешь об этом говорить, неизбежно сталкиваешься с тем, что значительная часть людей отвергает, не принимает твои слова, появляется озлобление.

Нужно говорить правду, но понимать, к кому ты обращаешься. Конечно, десятилетним девочкам не нужно знать всех деталей, акцент лучше сделать на радостях семейной жизни.

А как вы пришли к осознанию, что необходимо не просто рассуждать, а действовать, активно помогать людям?

В 2004 году, на этапе воцерковления, я посмотрел документальный фильм, где были кадры убитых абортами детей. Я помню, что это произвело такое впечатление на меня, что по окончании фильма я просто зарыдал. Как будто помимо моей воли, очень неожиданно. Взрослый уже, а плакал навзрыд. С тех пор у меня зародилось желание что-то делать в этом направлении. Потом я приехал в Екатеринбург, встретился с единомышленниками и, даст Бог, буду продолжать заниматься этим делом.

Борис, а какова ваша семейная история? Человеку, который активно борется за то, чтобы другие рожали, наверное, часто задают этот вопрос.

Я расстался с бывшей супругой. Она сделала аборт втайне от меня. Это было в момент моего прозрения. Разумеется, в этом была и моя вина, поскольку мужчина несёт ответственность за всё, что происходит в семье. Я начал заниматься противоабортной деятельностью — а, оказывается, у меня за спиной это произошло. И узнал я об этом уже после разрыва. Сейчас бы мой ребёнок уже ходил во второй класс. Надеюсь встретиться с ним в вечности.

Сейчас у меня есть семья — супруга Ольга и трое детей: Тимофей, Николай и Тамара.

Борис с наградой на фестивале «За жизнь – 2014»

Не возникает у вас порой ощущения, что вы боретесь с ветряными мельницами? Что помогает идти вперёд?

Когда я пытаюсь говорить людям правду, которой они знать не хотят, мне всегда помогают слова Спасителя иудеям: «Ваш отец диавол и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Евангелие от Иоанна, 8:44). Христос сказал самым знатным верующим того времени очень страшные и обидные слова, и сказал спокойно, не боясь обидеть или быть неправильно понятым. А ведь для них Он был простым плотником. Почему же Спаситель говорит так? Потому что в тот момент, я думаю, Он предлагает им выбор: озлобиться, закрыться, полезть в драку или, наоборот, задуматься и прийти к покаянию. И, если бы Господь не сказал ничего, то этого выбора, возможно, у них бы и не было. Поэтому, когда мы говорим об осуждении греха, надо понимать, какова цель. Если человек словно топором рубит, говорит, что вокруг все идолопоклонники и убийцы, то, конечно, и он берёт на себя грех, и его вряд ли услышат. А если мы говорим с любовью к ближнему и с переживанием за происходящее, то всё может измениться к лучшему за одно поколение.

Желаем Борису и его единомышленникам помощи Божией, терпения и мудрости!

Пожертвовать

13 октября 2014г.
M3 v.688