Сестры милосердия: служение ближним, служение Богу

«Православный вестник» уже неоднократно знакомил читателей с деятельностью сестричества милосердия во имя целителя Пантелеимона, которое девять лет назад начало свое служение в травматологической больнице № 36 (микрорайон Компрессорный). Это именно служение. В постреанимационную палату, где дежурят сестры, привозят пациентов с тяжелейшими травмами, и уход за ними нужен особый, профессиональный. Прошедшие обучение в Областном медицинском колледже сестры дежурят здесь по 12 часов – с 8 утра до 8 вечера.

Однако палата нейрохирургического отделения – это далеко не единственное место, где трудятся сестры милосердия. Там же, в травматологической больнице, несет свое служение группа сестер милосердия из числа добровольцев, которые дважды в неделю, после своей основной работы, приезжают сюда, чтобы обойти палаты и оказать социальную помощь и духовную поддержку пациентам травматологических отделений. Да, это самые обычные православные женщины, постоянные прихожанки храма св. великомученика и целителя Пантелеимона, у которых помимо светской профессии в определенный период жизни появилось сестринское служение.

И сегодня при участии сестер милосердия Натальи Николаевны Немошкаловой и Любови Александровны Уралевой, которые несут послушание в больнице практически с самого первого дня, мы попробуем рассказать вам об особенностях работы этого добровольческого поста. Мы узнаем, в чем заключается работа сестер милосердия, какие качества и знания им необходимы и, конечно, постараемся понять самое главное – как становятся сестрами милосердия?

Обе женщины пришли в Cестричество милосердия в 2002 году, с разницей в несколько месяцев, и с тех пор Господь ведет их рядом по пути служения: вместе они приходят на службу в храм, вместе выполняют послушание по уходу за больными в травматологической больнице. Они, словно родные сестры, которые делятся своими радостями и бедами, всегда приходят друг другу на помощь. Разве могли они еще 10 лет назад предположить, что батюшка пригласит их в Сестричество, что нужно будет снова учиться как настоящим студентам, кропотливо, шаг за шагом, вырабатывать в себе терпение и послушание и что теперь нужно будет носить не обычный платок, а белоснежный апостольник с красным крестом?

Наталья Николаевна:

– Это было в мае 2002 года, когда ко мне обратился отец Евгений Попиченко: пора, говорит, вам приобщаться к жизни прихода, у нас организовалось Сестричество милосердия, сходите, познакомьтесь.

Я, как всегда, перепугалась, ведь новое дело, а ты ничего о нем не знаешь. «Батюшка, – говорю, – я крови очень боюсь». Думала отговориться, и не пошла. Спустя две недели он снова спрашивает: «Вы сходили в Сестричество? Нет? Сходите!» И уже более серьезно. Я опять не пошла. На третий раз требовательно: «Как вы все еще не сходили?» Тут я поняла, что больше откладывать нельзя. И пошла!

К тому моменту в Сестричестве уже было порядка 10 человек, которые вместе начинали делать первые шаги в служении милосердия. В больнице им была выделена комната, где они переодевались и после совместной молитвы шли по палатам. С чего начинать, никто не знал. Первое время функции между сестрами распределены не были, и поэтому все делали вместе. Целой командой проходили все три этажа с палатами (на каждом этаже лежит около 80 человек), записывали просьбы больных в тетрадку, предлагали святую воду. Начинали они свой обход в шесть часов вечера и заканчивали порой ближе к десяти.

Любовь Александровна:

– Конечно, пришло понимание, что ходить всем вместе – это неудобно и нам, и больным, поэтому сестры стали распределяться по этажам. Святую воду брали в храме и приносили с собой.

Помазывали святым маслом сначала только тяжелобольных. А потом стали помазывать всех, кто не отказывался. В больнице мы многому учились, в том числе привыкали к их условиям. Например, что нельзя ходить в обычных туфлях, а только в тапочках. Вроде бы такая мелочь, а, оказывается, стук каблуков мешает больным.

Учиться сестрам милосердия приходится постоянно, но самый сложный период был, пожалуй, в самом начале. После службы они занимались в воскресной школе, проходили курс воцерковления, а затем четыре месяца учились в медицинском колледже по специальности «Младшая медицинская сестра по уходу». Это время они вспоминают с особым чувством. Была набрана специальная группа сестер милосердия из разных храмов. Им было очень интересно учиться и общаться с преподавателями, удивлявшимися своим послушным студентам.

Стояла зима, после работы несколько раз в неделю нужно было ездить в холодном автобусе на лекции. А сколько было предметов, по которым приходилось сдавать настоящие экзамены – притом, что ученицам за партами было уже не по 18 лет!

Не заметить присутствия сестры милосердия практически невозможно. Ее белый фартук и апостольник с красным крестом виден издалека. Наверное, каждая сестра милосердия c благоговейным трепетом вспоминает тот день, когда батюшка, произнося молитву, благословил ее на служение и надел ей на голову апостольник.

Наталья Николаевна:

– В 50 лет уже тяжело учеба дается, а тут еще на работе параллельно инвентаризация проводилась. Это только по благодати Божией сил хватило. Думала, экзамен не сдам. Сначала у нас был молебен, и представляете: все сдали! Мы потом обсуждали, что почти всем попались те вопросы, которые они повторили буквально перед экзаменом.

Женщины рассказывают, что очень боялись даже вида крови, и этот страх, казалось, невозможно было преодолеть, но когда началось регулярное общение с больными, то чужая боль и желание хоть как-то облегчить страдания людей, которые из-за полученных травм оказались на длительное время прикованными к больничной койке, победили в этой борьбе. Больница сейчас хорошо оснащена, персонал полностью укомплектован, поэтому сестры милосердия выполняют свои прямые функции: помогают в уходе и общаются с больными травматологических отделений.

Работают сестры обычно в паре – одна сестра наливает и раздает святую воду в одноразовых стаканчиках, вторая помазывает маслицем, также спрашивают, нет ли каких-то просьб: позвонить родственникам, что особенно актуально для иногородних, что-то принести, помочь накормить ужином или элементарно взбить и поправить подушку.

Наталья Николаевна:

– Когда мы заходим в палату, то здороваемся со всеми, а потом уже к каждому индивидуально подходим. Когда бываешь регулярно, уже знаешь больных, кто после операции, кто готовится к ней. Спрашиваешь, как все прошло. Если больной недавно поступил, рассказываешь, что мы из православного храма.

В первую очередь, просим разрешения помазать маслицем больное место и предлагаем святой водички. Кто отказывается, мы не настаиваем. Многие сначала скептически относятся: «Нет-нет, не нужно». А на второй-третий наш приход сами спрашивают: «А почему вы мне не наливаете? Налейте и мне святой водички».

Любовь Александровна:

– Каждому больному мы даем текст молитвы, который он самостоятельно может прочитать перед каждым принятием святой воды. При помазании вполголоса произносим «Молитвами святого целителя Пантелеимона» или краткую молитву «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».

Наталья Николаевна:

– Многие больные, которые читали молитву перед операцией, говорят, что у них все прошло хорошо, и страха не было, и боль терпима. Однажды в 4 х местной палате лежал парнишка с переломом, у него был алкогольный синдром. Он был привязан и все кричал, куда-то рвался, спать не давал. Его соседи попросили помазать маслицем, чтобы облегчить страдания: мы помазали лоб, рот. В следующий раз нам рассказали, что в ту ночь он успокоился и уснул, перестал бесноваться. Вот так их вера и молитвы помогли.

А еще был такой случай. Лежал один молодой человек, у него был двойной перелом со смещением, его очень долго готовили к операции. Он молился и очень верил в то, что помогут святая вода и масло, и когда перед операцией ему сделали снимок, оказалось, что у него чудесным образом все встало на место. Мы пришли, он такой радостный, воодушевленный, чуть ли не подпрыгивает на кровати: «Вы понимаете, это маслице помогло, это вы помогли». А мы в ответ: «Это не мы вам помогаем, это Господь через нас посылает Свою благодать».

Конечно, таких случаев единицы. Гораздо чаще сестрам приходится слышать: «А если Вы помажете, мне поможет?» На что они отвечают, что это зависит от вашей веры, взаимоотношений с Богом. Бывает и негативная реакция, которую вызывает визит и напоминание о Боге: «Я никому ничего плохого не сделал, за что Господь меня наказывает?»

И здесь раскрывается самая важная и самая ответственная часть сестринского служения – проявление смирения, кротости и терпения. Ведь если задуматься, все болезни и телесные недуги нам посылаются, чтобы мы перестали заботиться только о внешнем. Потому что болезнь имеет замечательное свойство: она человека смиряет, и он начинает задавать себе и окружающим, в том числе сестрам милосердия вопрос: «За что? Почему я?»

Если человек готов услышать ответ, он поймет, что у Бога нет такой задачи – мучить его, Он хочет спасти, но спасение возможно только при определенных условиях, в том числе при изменении своей внутренний и внешней жизни.

Любовь Александровна:

– Если человек воцерковленный, это сразу видно, у него иконочки стоят, даже если он попал в больницу. Когда человек расположен разговаривать, спрашиваем, крещен ли он, если да – носит ли крестик. У кого крестика нет, просим, чтобы родные принесли. Иногда оказывается, что человек мылся и просто забыл его на полке или потерял… Кто-то лишившись крестика, забыв про него, вскоре оказался в больнице. Вот что значит крестик! Тем, кто принципиально его не носит, несмотря на то, что крещен, объясняем, что надо носить и почему. Говорим, что нужно молиться и в болезни обращаться к Богу. Если родные в это время в палате

Наталья Николаевна:

– Стараемся объяснить, что Господь не наказывает, а призывает нас в храм, и болезнь нам посылается, чтобы мы о чем-то задумались. Ведь безгрешных людей нет, и если крещеный человек ни разу не был на исповеди, то за свою жизнь он уже накопил большой груз грехов. Рассказываем об исповеди и Причастии, а к тем, кто может приступать к таинствам, приглашаем батюшку прямо в больницу.

Как и любого человека, сестер тоже постигают и скорби, и болезни, словно испытывая: оставят свое служение или нет. Порой кажется, что все – сил больше нет, подойдешь к батюшке – а он говорит, нет, нельзя бросать. И нужно перетерпеть, идти через силу: надо –, значит, надо. Это сначала можно наивно думать, что помощь нужна только больным. Со временем приходит понимание, что любое послушание больше нужно тебе самому, для твоего исправления и покаяния. Через служение Господь помогает выявить грехи, увидеть себя, привыкнуть к терпению (терпеть друг друга, терпеть больных, терпеть себя), начать учиться смирению и послушанию: идти и делать то, что говорят.

Любовь Александровна:

– Я неоднократно за собой замечала, что если у меня с обеда начинает болеть голова, усталость нападает, значит, сегодня понедельник или четверг – день нашего посещения больницы. Это лукавый все пытается подножку подставить, чтобы ты не пошел. Иногда заставляешь себя прямо через силу, а когда завершается обход по палатам, понимаешь, что усталости как не бывало, хотя целый день на работе провел. Это Господь дает силы.

Наталья Николаевна:

– Когда видишь страдания других людей, особенно бабушек, мучающихся на вытяжке после перелома (ведь они сесть даже не могут), это внутри отзывается, и все твои проблемы, которые сначала казались такими неразрешимыми, просто уходят на второй план. Они становятся такой мелочью, на которую даже уже не обращаешь внимания.

Сестричество учит меня сдерживать свои эмоции, контролировать себя, так как я очень эмоциональный человек, порой вспыльчивый. И сейчас потихоньку удается внутренне справляться с этим состоянием. По себе замечала, что приходишь в больницу с давлением, голова болит, во все стороны качает, а когда возвращаешься домой, то понимаешь, что чувствуешь себя нормально, давление-то в норме! Вот так чужая боль перекрывает твою собственную.

И знаете, что самое удивительное – пообщавшись с сестрами, поражаешься силе их по-настоящему сестринской любви, взаимному уважению и колоссальной внутренней поддержке. Сейчас их не так много в этой добровольческой группе, и они радуются, если на обход в больницу могут придти хотя бы два человека (при этом только несколько человек живут недалеко от больницы, остальные же приезжают из других районов Екатеринбурга).

Поэтому коварные мысли “позвонить, отпроситься и не прийти” они сразу отвергают: а как же остальные, они ведь тоже устали? Ведь если ты не придешь, у других нагрузка увеличится, и они смогут обойти гораздо меньше больных (сейчас на каждом этаже больницы – по 20 палат, в которых лежат от двух до шести человек). «Если бы нас было больше, – говорят сестры милосердия – мы могли бы сделать больше». Если раньше они знали, где кто лежит и как кого зовут, то в настоящее время даже для такого поверхностного знакомства не хватает времени.

Наталья Николаевна:

– В полшестого вечера мы начинаем обход по трем отделениям 36 й больницы, в полседьмого уже нужно уходить. Если на смене два человека, они проходят только одно отделение с больными, и бывает, что больные с другого отделения, встретив их в коридоре, спрашивают: «А почему вы к нам сегодня не пришли, мы вас ждали». И сами просят водичку им налить и помазать маслицем. Очень хочется охватить как можно больше больных за свой визит.

Сестры очень ждут в свой дружный коллектив новых добровольцев, любого возраста, которым они готовы с любовью передать свои знания и накопленный опыт.

Любовь Александровна:

– Каждый христианин должен заниматься каким-то делом кроме своей основной работы и участия в богослужениях. Слава Богу, что Господь нам дал такое дело! Ведь это служение Господу. Когда мы заходим в палату, нас благодарят, мы отвечаем: не нас благодарите, а Бога. Это Господь нас к вам прислал.

Наталья Николаевна:

– Девять лет пролетели незаметно, кажется, ты совсем недавно пришел в Сестричество. Я раньше как-то не задумывалась, зачем нужно служение, благословили – и стала делать. А вот когда была в отпуске, поняла, что мне чего-то не хватает, все время думала, а как там больные? Возвращаешься и бежишь в больницу. С сестрами мы общаемся как с самыми близкими людьми. Служение нас сроднило, и я даже не представляю, как бы я жила здесь одна, без родных. За годы работы на предприятии у меня не нашлось таких близких по духу подруг как здесь. Это дорогого стоит.

P.S. 8 мая 2011 года в Духовно-просветительском центре Екатеринбургской епархии состоялось праздничное мероприятие, посвященное дню Жен-мироносиц.

Среди тех, кто отмечен Благословенной грамотой Архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия, были и наши сестры милосердия – Любовь Александровна и Наталья Николаевна. Владыка поблагодарил всех награжденных за активное участие в возрождении высокого идеала подвига женщины в деле созидания Святой Руси и благословил на дальнейшее служение. Присоединяемся к поздравлениям!

Не заметить присутствия сестры милосердия практически невозможно. Ее белый фартук и апостольник с красным крестом виден издалека. Наверное, каждая сестра милосердия c благоговейным трепетом вспоминает тот день, когда батюшка, произнося молитву, благословил ее на служение и надел ей на голову апостольник.
Материал журнала «Православный вестник»

Журнал «Православный вестник» - это один из проектов Православной Службы Милосердия. Все средства, полученные от реализации журнала, направляются на дела милосердия, на помощь обездоленным, больным и немощным людям.

Каждый читатель участвует в делах милосердия и творит милостыню, помогая ближним!

Пожертвовать

05 августа 2011г.
M3 v.688