Елочка на костях

«Мисс (вздрагивая): Господин! Кто-то прошел по моей могиле».
Джонатан Свифт. Полное собрание изящных и остроумных бесед, 1738 год

София Августовна устала. С утра было несколько уроков русского языка, от которых она не отказывалась, даже когда её назначили начальницей женской гимназии Екатеринбурга. Потом было заседание попечительского совета, нужно было распределить рождественские подарки. С одной стороны всё как обычно, но в этом году хлопоты были какими-то по-особенному волнительными, ведь скоро должно было наступить первое Рождество двадцатого века – 25 декабря 1900 года. София Августовна стояла у окна и смотрела на вечерний Екатеринбург. Уже стемнело. Свет из окон гимназии отбрасывал причудливые тени на снег тротуара и мостовой. «Пора домой», – подумала она. И вдруг почувствовала, как по коже пробежал мороз, дыхание перехватило...

Помните писателя Джонатана Свифта? Это был непростой писатель. Он был сатириком, публицистом, философом, поэтом и общественным деятелем. Словом, талантливейший человек своего времени. А фраза из эпиграфа взята им из старого английского поверья. В те далекие времена, когда граница между жизнью и смертью была очень тонка, люди верили, что человек, беспричинно ощутивший холод или внезапно вздрогнувший от непонятного страха, на самом деле почувствовал, что кто-то прошёл по его будущей могиле.

Сегодня люди не верят в смерть, пытаются придумать от нее лекарство или хотя бы жить, о ней не вспоминая. А это странно. Особенно учитывая то, что происходит вокруг. Между тем, умение ценить и уважать жизнь свойственно только тем народам, в культуре и политической практике которых заложено достойное отношение к смерти.

Достойное… Да, все чаще у нас случается, что дети прикуривают от Вечного огня, что людей убивают даже ни за деньги или власть, а просто так, как в компьютерной игре. Но те, кто постарше, кто прошел уже по дороге потерь, все же нет-нет да и вспомнит своих ушедших родных. Кто гранитным памятником, кто поминальной свечой в храме, добрым словом и добрым делом. И абсолютное большинство весьма уважительно относится к могилкам ушедших родных. Каждую родительскую субботу на кладбища выстраиваются длинные очереди из автомобилей. Все ведь понимают, что это нужно не мертвым, это нужно живым. Перед самими собой стыдно же будет за беспамятство. Вот почему дикостью воспринимаются разоренные могилы, покореженные кресты.

Да, на Мамаевом кургане появились таблички, запрещающие ходить по газону, но в большинстве своем люди все же понимают, что по братской могиле гулять как-то нехорошо. Несмотря на беспечность в этом вопросе, мы периодически даже понимаем, что такое память, преемственность поколений, и хотим этому научить своих детей. Пытаемся передать им прописные истины: «там, где ешь, мусорить нельзя», «возле школы водкой торговать плохо», «на кладбище не плясать и шашлыки на могилах не жарить». Нужно ли объяснять такие вещи взрослому человеку? Кажется, что не нужно, но…

В 1865 году в Екатеринбурге появилось Михайловское кладбище. Многим оно известно как место захоронения группы Дятлова. Но покоятся там и другие известные люди и уважаемые жители нашего города. Чуть раньше, в 1843 году, было основано Ивановское кладбище. Это то самое, где находится могила Павла Петровича Бажова. Слава Богу, никому не приходит пока в голову идея сровнять эти некрополи с землей. Пока не приходит. В сравнении с этими захоронениями по степени исторической, культурной и христианской значимости особняком стоит кладбище у Богоявленского кафедрального собора города Екатеринбурга. Это было одно из первых кладбищ нашего города. На нем покоятся те, кто строил город, кто сделал его сильным и славным. Можно смело сказать, что именно эти люди были основателями Екатеринбурга, они жили и работали тогда, когда наш город еще можно было уместить в границах крепостной стены. Горные командиры, мастера, офицеры, купцы, священнослужители и члены их семей. В любом городе мира такие люди и память о них береглись бы и лелеялись. Ведь это не просто история мира, это история нашего города. Города, в котором живем мы и будут жить наши дети и внуки. Закатают ли в асфальт наши потомки кости своих дедов, зависит сейчас от нас.

В 1930 году Богоявленский собор снесли. Это, конечно, на совести тех, кто сносил. Но вот то, что на костях наших предков мы ставим машины и водим хоровод вокруг елочки - это странно. Да, я про площадь 1905 года. Поймите меня правильно, я не против парковки в центре города, город обязан жить и развиваться, но тогда давайте перезахороним наших пращуров. Неужели они не достойны уже обрести вечный покой в таком месте, где мы могли бы всегда отдать им дань уважения и почета?

Мы умело сносим башни и находим сотни миллионов на выкуп гостиниц, но не можем найти средства на то, чтобы уважить основателей города, в котором живем. Чего же нам ждать тогда от наших потомков? Вряд ли для того, чтобы быть нормальными людьми, нужны какие-то запредельные средства. Достаточно иметь память, совесть и волю. Но можно, конечно, не обращать внимания на то, что посторонними включениями в фундаменты домов являются человеческие кости. Можно ходить по братским могилам. Можно не обращать внимания на эти досадные, почти незаметные, но почему-то все же цепляющие за что-то внутри факты. Но хотим ли мы жить в таком городе?

...Софии Августовне летом исполнилось 60 лет, но она была еще крепкой женщиной, не растерявшей обаяния, которая педантично следила не только за порядком в одежде, но и за своим здоровьем. А сейчас вдруг какая-то слабость. Взгляд ее упал на книжный шкаф, стоящий слева от окна. В свете лампы блестели корешки книг. Почему-то ей вспомнился Джонатан Свифт. Она улыбнулась какой-то своей мысли. Минутная слабость отступила. «Не дело члену УОЛЕ (Уральское общество любителей естествознания) всерьез воспринимать старые английские суеверия», – решила София Августовна, расправила на платье несуществующие складки и пошла к двери, впереди еще было много забот. Она не могла знать и даже представить, что ровно через 120 лет в этот же день и в ту же самую минуту на ее будущей могиле уже в который раз начнут устанавливать главную городскую елку ее любимого Екатеринбурга.

Андрей Смирнов, юрист, доброволец Православной Службы Милосердия

Читайте другие материалы автора:

Подать милостыню или оказать милость?

Первая заповедь добровольца

Делать мир чище и добрее – это нормально

Православные лайки и лучи добра

14 декабря 2020г.
M3 v.688