Как помогать нуждающимся, чтобы не разочароваться?
Боязнь мошенников, сомнение, что пожертвования будут использованы эффективно, разочарование из-за того, что иногда спасти кого-то не удается, — такие чувства нередко сопровождают тех, кто занимается благотворительностью или только хочет начать. На вопрос о том, как избежать финансовых и психологических ловушек и не потерять желания оказывать помощь, ответили эксперты в сфере добрых дел.
Алания Журкина, основатель и директор благотворительной организации «Дом друзей»
Мы советуем не давать свои контакты и адреса. Очень уж высока вероятность того, что человек станет иждивенцем, отягощая своего благодетеля, и будет постоянно требовать. При желании любой может помочь, но не нужно заводить тесной дружбы и «растворяться» в тех, кто просит поддержки.
К сожалению, крупные суммы, отданные нуждающемуся напрямую, редко бывают действенным инструментом помощи. Один из примеров. Была реальная ситуация, когда молодая женщина попала в страшную аварию и очень нуждалась в медицинской помощи. Мы собирали врачей, устраивали консультации, обеспечивали новейшими препаратами для лечения. Когда стала поправляться, выработали план реабилитации, расписали бюджет и четко представляли, какие траты предстоят. В этот момент люди со стороны дают этой женщине полмиллиона рублей прямо в руки на реабилитацию. И человек, которого мы «вытаскивали» всеми силами, обвиняет нас в мошенничестве, говоря, что раз вот так просто дали 500 тысяч, без отчетов и каких-либо расписок, то сколько же наша организация на ней заработала, и перестает выходить с нами на связь. Прошло полтора года. Человек, который должен был давно передвигаться самостоятельно, до сих пор этого не может делать. Вместо дальнейшего лечения и реабилитации семья сделала в квартире ремонт, купила новую машину, и муж съездил с ребенком в Турцию. А молодая женщина осталась лежачим инвалидом, которому грозит сепсис и ампутация ноги.
Это лишь один из множества примеров того, как деньги, данные из благих намерений, могут в действительности нанести большой вред нуждающемуся в помощи.
Если нет возможности пожертвовать деньгами, всегда можно предложить иную помощь. Многие фонды нуждаются в людях: юридическая, медийная, помощь в ведении соцсетей и работе сайта. Люди состоятельные могли бы помочь связями, собственными информационными ресурсами. Кто-то может разработать и распечатать листовки, принести коробку бутербродов — и это тоже помощь! Подопечным всегда нужны вакансии, рабочие места, которые не требуют специфичных навыков, но обязательно с проживанием.
Дарья Мангушева, продюсер программы «Дело дня» на радио «ВЕРА»
Чтобы не разочароваться, не нужно очаровываться. Мы привыкли строить иллюзии по поводу благотворительности, волонтерства. Наши ожидания, как правило, завышенные и романтизированные. Человек может не рассчитать свои силы и столкнуться с тем, к чему он на самом деле не был готов. Нужно не распыляться на все, а выбрать помощь по силам. Поначалу хочется чего-то глобального, героического. Иногда надо попробовать честно и открыто поговорить с собой и понять: на что хватит сил и внутренних ресурсов? Чтобы в первую очередь не ранить себя, потому что, ранив себя, мы можем ранить других людей.
В психологии можно нередко встретить рекомендацию: лучше действовать от внутреннего избытка, а не от внутреннего недостатка, пытаясь его восполнить. Иногда человек идет в благотворительность, чтобы решить внутренние проблемы, заполнить чем-то внутреннюю пустоту. Но это несправедливо по отношению к тому, к кому мы приходим. Мне кажется, что благотворительность — это радость уже от того, что ты что-то отдаешь, а не от того, что якобы должен получить взамен.
Нужно быть готовым ко всему. Если приходишь к людям, будь готов, что не всегда встретишь в них открытость, радость, приветливость. Нужно понимать, что у человека, с которым ты встретишься, может быть разное настроение. Здесь главное — твое желание побыть с ним. Недавно прочитала заметку главврача Самарского хосписа Ольги Осетровой. Она пишет, что приходить к людям нужно с открытым сердцем, быть готовым к встрече. Если нет сил и возможности включиться в разговор, с участием выслушать, то встреча может не получиться. Человек сразу почувствует что-то фальшивое, ненастоящее. Готовность встретиться с чужой болью, не принять это на свой счет, обдумать — это тоже внутренняя работа, которая требует сил.
Юлия Данилова, главный редактор журнала «Нескучный сад» и портала Милосердие.ру
Проблемы могут возникнуть, когда один человек напрямую помогает другому. Иногда зарождаются нездоровые отношения, когда тот, кто помогает, воспринимает себя как спасителя и пытается сделать непосильное. Далеко не всегда один человек может повлиять на поступки и планы другого, изменить его жизнь по своим представлениям. Тогда и приходит разочарование: человек увлекается и реагирует болезненно, если поступки другого не совпадают с его представлениями.
Это не значит, что не надо помогать. Но нужно понимать: мы не всесильны. Только Бог может спасти человека и радикально изменить его жизнь, но не мы. Часто помочь бывает невозможно, или люди не готовы принять помощь, и с этим надо смириться.
Далеко не каждый имеет столько сил, чтобы взвалить на себя серьезную ношу. Кто-то увлекается и жертвует своими домашними, так как не может никому отказать. Нужно советоваться с духовником, молиться, чтобы Бог указал, как правильно расставить приоритеты. Здорово, когда тот, кто помогает, не зажигается и гаснет, а ровно горит, а такое горение возможно, я думаю, только с Божьей помощью.
Сейчас видно, что, когда маленькими суммами помогает много людей, проблему удается решить. У нас на сайте «Милосердие.ру» некоторые жертвуют 50, 100 рублей, а в конечном счете удается собрать десятки миллионов. Но, давая эти деньги, надо понимать, что мы не всесильны. Бывает так, что мы жертвуем, а человек все равно умирает, спасти его не удалось. Ключ к тому, чтобы не разочаровываться, — видеть и понимать, что спасает и исцеляет Бог, а не мы.
Владимир Гурболиков, первый заместитель главного редактора журнала «Фома»
Первое, с чем сталкивается человек и где его подстерегает опасность стать жертвой мошенника, — это благотворительность в социальных сетях. Особенно когда указывается только некая банковская карточка. Сразу оговорка, и она важная: не торопитесь думать, что все подобные просьбы идут от мошенников! Нет.
Какие-то из этих объявлений — реальные публикации людей, которые в отчаянии написали номера своих карточек и пытаются в очень острой и сложной ситуации найти помощь. Знаю вполне подлинные ситуации, когда человек просит неслучайно, причем он по многим причинам не имеет иной возможности попросить поддержки иным путём, обратиться в фонды и так далее. Таким и сам стараюсь помочь, в меру возможностей… Они, увы, невеликие.
Но почему сейчас большинство специалистов призывает быть при виде таких объявлений к осторожности? Потому что процветает, например, такой вид мошенничества: берутся все сведения, которые о человеке опубликованы, и только заменяется номер карточки, создается параллельно страница в соцсетях, и человек, сам того не ожидая, оказывается игрушкой в руках целой группы мошенников.
Могут быть и полностью сочиненные истории. Например, одно время пошла волна обращений о якобы тяжело больных священниках с Украины. Я специально связался с нашими коллегами там, и оказалось, что письма поддельные.
Какие могут быть варианты поведения? Либо игнорировать (хотя бы потому, что помочь всем, кто размещает объявления, просто не хватит средств), либо не постесняться обратиться к человеку напрямую, спросить подтверждающие проблему документы, а также попытаться выяснить, кто может подтвердить его слова. Желательно понять, отчего ваш собеседник не собирает средства через какой-либо из благотворительных фондов (тут могут быть вполне извинительные причины, и всё же многие проблемы могут решаться с участием фонда, который несёт ответственность за достоверность информации и судьбу собранных средств…
А дальше начинается разговор о фондах. Чем более четко у фонда расписано его направление деятельности, чем более фонд открыт с точки зрения информации о себе, контактов, возможности просто поговорить или списаться с кем-то из руководителей — тем надежнее. Зайдите на сайт, посмотрите, кто у них попечители, узнайте, работают ли они в социальных сетях, кто их представляет, насколько легко они выходят на общение. Знакомство с их работой в СМИ может помочь выяснить, насколько им можно доверять. Попробуйте спросить у друзей и знакомых, насколько тот или иной фонд достоин доверия.