Что нового Рождество принесло в мир?
«Чему радуются христиане? Ну, родился Христос, — Бог, который любит нас. А столько бед вокруг, у кого-то друг от рака умирает. Разве страданий на земле стало меньше?»
Как увидеть любовь Божию среди боли, несправедливости, страданий? Размышляет священник Алексей Уминский, настоятель храма Живоначальной Троицы в Хохлах.
Зачем человек Богу?
— Отношения с Богом кажутся простыми, когда человек от Бога ждет простых вещей: здоровья, денег, успеха, помощи в работе и личной жизни. Во все времена и во всех религиях этот список просьб к Богу примерно одинаков. И отношения с Богом человеку — предъявителю списка кажутся отношениями с неким всемогущим и таинственным существом, которое человек либо задабривает, либо исполняет его директивы.
Поэтому так часто слышишь от людей, что все религии одинаковы, в них – одни и те же правила и заповеди, а Бог – один на всех. Такое отношение к вере в бытовом смысле очень популярно. И немного похоже на сцену в фильме «Мимино», когда в гостинице «Россия» японские туристы видят двух главных героев: грузина и армянина и говорят друг другу: как эти русские похожи друг на друга! Как они только друг друга отличают!
Примерно так же выглядят и люди, утверждающие, что все религии равны и похожи между собой. Да, они похожи — но лишь для людей, далеких от Христа.
И из своего далека людям кажется, что это Бог далек от них. Бог могущественен и велик, а ты жалок, слеп и наг.
Поэтому с Богом нужно уметь договариваться. Религиозные системы всех времен и народов выстраивают примерно одинаковые схемы таких договоров: это разнообразные ритуалы, жертвоприношения, кодексы. Учат, что надо быть хорошим, а не плохим. Нельзя убивать, нельзя воровать. Надо подавать милостыню.
А Бог при этом остается далеким и незнакомым. Человек имеет дело с идеей Бога, а не с Творцом, как таковым, и только пытается приспособиться под Него, чтобы получше устроить свою жизнь. Сам же Бог ему неинтересен. Что между ними общего? Какое дело великому Богу до маленького человека? Кажется, человек Богу просто … не нужен.
Настолько, что великий Бог рождается в мире людей как беззащитный Младенец, а позже добровольно идет на страшную смерть… И в этом отличие: Бог нужен человеку время от времени, когда сильно припрет. А Господь думает о нас иначе: человек нужен Богу навсегда, навечно!
Отныне Бог человеку — Отец
Рождество Бога как Человека, принявшего всю полноту человеческой природы, кроме греха, но не потерявшего божественного всемогущества, впервые за всю историю отношений Творца и человека дало людям возможность принять Бога не как силу, не как власть, не как отстраненное чудо, а в простоте любви. Бог называет себя нашим Отцом. И это самое главное, самое новое и самое удивительное: отныне Бог человеку — Отец, заботливый и ответственный.
И это будет ново всегда, к этому нельзя привыкнуть. Но познать это может каждый — сердцем. И это главная задача: научиться быть Богу не рабом, не наемником, — а сыном. В этом сущность нашей христианской веры, которая именно этим непохожа на все остальные.
Бог приходит в мир, но с Его пришествием мир не превращается в райский сад. Вспомним: Рождество Сына Божиего в мир начинается с кровопролития: царь Ирод приказывает убить всех младенцев в Вифлееме, близких по возрасту Младенцу-Христу и Бог не останавливает и не предупреждает это избиение.
Это один из самых страшных вопросов Евангелия: почему? Почему рождение Христа, которое стало светом миру, сопровождается этим кровавым кошмаром, смертью детей, слезами и криками матерей?
Но ведь и само рождение Христа трагично: сейчас Рождество для нас – это уютный семейный праздник с елкой и застольем, а ведь Евангелие совсем не так описывает приход Спасителя в мир. Рождественские песнопения говорят о начале страданий Бога за нас.
Пещера, где Он рождается – прообраз гроба Господня, пелены – прообраз плащаницы, дары волхвов – погребальные образы. Все это знаки того, что Христос готовит себя не к жизни среди людей, а к смерти за человеческий род.
Он приходит с даром Своей любви. Он приходит, чтобы эту любовь подарить всем нам. Но вместе с даром любви Он приносит людям и дар свободы, потому что любовь без свободы — неосуществима.
И вот здесь начинается конфликт, потому что существовать в полноте любви и свободы могут только равные. Какая полнота любви и свободы может быть между царем и рабом? Между начальником и подчиненным?
Но именно здесь происходит невмещаемое умом, но постигаемое сердцем действие Божие. Для того, чтобы маленький человек мог быть свободен в присутствии великого Бога, великий Бог становится маленьким-премаленьким Человеком.
Более того, этот маленький-премаленький Человек связан по рукам и ногам рождественскими пеленами, как бы еще раз показывая нам, людям, как Он доверяется нам, и как свою божественную свободу Он ограничивает ради того, чтобы мы научились быть свободными, научились той любви, которую Он принес в своем Рождестве.
Бог пришел в мир как Человек, чтобы принести людям любовь и научить людей этой любви через Себя Самого. Любви, которая не ищет своего, не гордится и не завидует, все переносит и никогда не перестает. Евангелие – это главная книга о том, как научиться такой любви, побеждающей зло и превозмогающей страдание.
Мир не может быть вообще избавлен от страданий, словно по взмаху волшебной палочки. Миру дана свобода, и избавить мир волшебным образом от страданий – значит избавить его от свободы. А избавить мир от свободы – значит избавить мир от подлинных отношений человека и Бога.
Ведь мир – это не игра Бога в человека, словно в оловянных солдатиков. Если бы было так, то все роли были бы заранее распределены, все предопределено: вот игра в войну, вот игра в катастрофу, вот игра в благоденствие и благополучие.
Но Бог не оставляет человека наедине с катастрофой, Он – всегда внутри нее.
Там, где страдания, там всегда Христос. Только бы это понял страдающий человек. Господь принял на себя и ответственность за страдания, и полноту участия в страдании человека. Поэтому можно говорить о том, что там, где страдает человек, ему обязательно сострадает Христос. И это сострадание дается человеку как возможность принять Христа в свою жизнь.
Пока отношения человека и Бога находятся на стадии подзаконных, как у раба и Царя, человек пытается вести себя правильно, но взамен предполагает, что и у него все будет хорошо, что Бог «обязан» выполнить свою часть договора.
Но видел ли кто когда-нибудь жизнь, где все было «хорошо»? Невозможно прожить на этой земле без страданий. Рано или поздно беды и горести постучатся в наши двери, и это никак не зависит от того, хорош или плох, добр или зол человек, благочестив он или нет. И тогда человек начинает обращаться к Богу как к неправедному судье: «за что мне это? Почему это со мной, а не с кем-то еще? Разве я это не заслужил?» Человеку кажется, что он может у Бога что-то заслужить.
Но если наша вера выросла до отношений детей к своему Отцу, все меняется. Когда у ребенка случается беда, то Отец приходит разделить его беду, как и земные родители.
Только лишь когда мы начинаем нуждаться в Боге, как в Отце, мы открываем перед Ним нашу душу без вопросов. Нам уже нужен Сам Отец, Его любовь, а не Его «подарки».
И тогда наши страдания не исчерпываются, не перестают, но они становятся выносимыми. Бог берет их на себя, разделяет эту ношу, и мы это чувствуем.
Если мы принимаем Христа, если сквозь всю свою боль доверяем Ему, разделяем с Ним эту боль, то мы оказываемся способны жить в этом страшном мире и побеждать боль и страх. Более того, мы становимся способны к другим людям относиться так, как Христос относится к нам.
Ведь только тот, кто сам страдал, способен на подлинное сострадание. Мы учимся разделять чужую боль, разделять даже чужую смерть, потому что нас научил этому Христос, родившийся в этот мир и положивший душу Свою за нас.
Фото из открытых источников