«Дайте отоспаться в последние деньки!»
Каникулы пролетели быстро. Дети вернутся в школу. А значит, будут рано вставать, трудиться на уроках, заниматься с репетиторами, а по вечерам — делать домашние задания. Переход от отдыха к учебной нагрузке может быть болезненным. Как настроить ребенка на учебу, наладить его режим и отправить на занятия в хорошем настроении, рассказывает психолог клиники «Фэнтези» Елена Суркова.
Как психолог и мама двоих детей я знаю, что далеко не все ученики с нетерпением ждут возвращения в школу после каникул. Это первоклассники мечтают о первом учебном дне, а у ребят постарше уже могут быть другие приоритеты.
Чтобы ребенок настроился на учебу и легче перенес нагрузку, которая вновь ляжет на его плечи, стоит подготовиться к школе заранее. Ближайших трех недель для этого будет достаточно.
Шаг первый. Встаем пораньше
Летом дети позже ложатся спать, чем в течение учебного года, а также любят по утрам подольше поваляться в постели. Режим дня до начала учебного года стоит наладить, и трех недель на это вполне хватит. Хотя это будет непросто. Ребенок, скорее всего, будет настаивать — дайте, мол, отоспаться как следует, пока в школу идти не надо. Как же уговорить подростка раньше ложиться и вставать? Не спорить и не заставлять, а плавно изменить распорядок его дня, наполнив его событиями.
Во время учебы ребенок каждый день идет в школу, обедает, посещает кружки, возвращается домой, ужинает, гуляет, например, читает книжку. Ко времени отхода ко сну он уже достаточно устал. В каникулы ребенка бывает трудно заставить лечь спать вовремя, так как утро для него зачастую начинается в обед, поэтому корректировать режим дня необходимо с утра.
Замотивируйте ребенка вставать пораньше, например, для посещения бассейна или рыбалки, если он проводит лето в деревне. Активно проведя утро, ребенок с удовольствием пообедает вовремя и захочет спать не слишком поздно.
Шаг второй. Отправляемся в музеи
Мы меняем расписание ребенка, чтобы он настраивался на школу. Хорошо бы в те часы, которые он обычно занят учебой, его интеллектуально нагружать. Создать обстоятельства, которые будут схожи с учебой.
Например, с утра можно запланировать поездку в музей или интересную экскурсию по важной для ребенка теме (робототехника, космонавтика, рисунок по керамике и так далее). Если вы работаете, можно предложить бабушке составить компанию школьнику. Культурная программа займет несколько часов. К полудню вы захотите пообедать — и это тоже совпадет с расписанием, которое будет у ребенка во время учебы.
Так мы подстраиваем дни отдыха ребенка под график, которого он будет придерживаться, когда вернется в школу, и настраиваем его на интеллектуальную работу. Тем более, в последние дни каникул проходит очень много интересных выставок для детей.
Шаг третий. Покупаем школьные принадлежности
Чем еще занять дни перед учебой? Как следует к ней подготовиться. Это тоже займет немало времени. Нужно выбрать школьную форму, рюкзак, канцелярию. Не все дети любят посещать магазины, но это важное дело.
Подбор школьных принадлежностей, особенно если за ребенком оставляют право участвовать в выборе, тоже настраивает ребенка на нужный лад. Так и взрослых дисциплинирует выбор вещей, которые потребуются им для предстоящей работы.
Шаг четвертый. Готовимся к новому этапу в жизни
Возвращение в школу должно ассоциироваться у ребенка с новым жизненным этапом. Постарайтесь настроить его на то, что он повзрослел, в новом учебном году у него появятся новые возможности.
Например, ваш ребенок из начальной школы переходит в среднюю. Возможно, это значит, что теперь его жизнь меняется — раньше его водили в школу родители, а теперь он будет ходить туда самостоятельно, выбирать себе обед в столовой и оплачивать его на деньги, которые выдадут мама и папа, изучать новые, более сложные предметы. Это будет интересно!
Ребенок уже не тот, что был раньше, и это очевидно ему самому, когда он вольно или невольно сравнивает себя с первоклассниками на школьной линейке. Посмотрите с ним вместе школьные фото, которые были сделаны в этот день в разные годы. Стоит обратить внимание ребенка, что первое сентября — это еще и день встречи с одноклассниками, которых он давно не видел, и которые тоже могли сильно измениться за лето.
Шаг пятый. Решаем задачи
Повторять пройденное полезно. Если ребенок не против, то сделать это стоит. Даже просто сесть за стол, за которым он обычно делает уроки, неплохо — это настраивает на учебу.
Если дети категорически не хотят даже думать о том, что напоминает им о школе — пусть восстанавливают интеллектуальные привычки. Можно порешать интересные задачи на логическое мышление, поразмышлять, потренировать ум. Это будет не менее полезно, чем вспоминать школьную программу.
Ребенка помладше можно увлечь настольными играми с интеллектуальным компонентом — «Эволюция», «Бананаграммы» и прочие. Вы приятно проведете время и заодно к школе подготовитесь. Подростка иногда удается взять на слабо — “А ты сумеешь решить такую задачу?” Возможно, так вы его заинтересуете.
Пытаясь подготовить ребенка к школе, не стоит забывать, что каникулы — это все-таки время отдыха. Не слишком усердствуйте, обеспечивая ребенку напряженную программу подготовки к школе.