Милосердие Матери драконов
Сейчас Эмилия Кларк открыла свой благотворительный фонд SameYou, оказывающий помощь в реабилитации после инсульта
В сериале «Игра престолов» британская актриса Эмилия Кларк лихо управляет тремя драконами, дважды выходит живой из пожара, освобождает народы от рабовладельческого строя и борется за справедливость. Ее героиню называют Кхалиси, Неопалимая, Разбивающая оковы, Матерь драконов.
На красных ковровых дорожках Эмилия с удовольствием позирует и улыбается репортерам. Она всегда приветлива, открыта с поклонниками и придерживается имиджа милой и непосредственной девушки. Кажется, что и съемки в самом популярном сериале, и светские мероприятия даются мисс Кларк легко и непринужденно.
Но всего этого могло попросту не быть. И даже любимая многими Дейнерис Таргариен могла бы быть совсем другой, потому что в 2011 году после съемок первого сезона «Игры престолов» Эмилия Кларк чуть не погибла от инсульта. Тогда актрисе было всего 24 года.
«Я поняла: мой мозг поврежден»
О своем недуге Эмилия Кларк откровенно рассказала в эссе, опубликованном в журнале The New Yorker. Это популярная среди звезд площадка: несколькими годами ранее в том же издании Анджелина Джоли откровенно написала о своем решении сделать двойную мастэктомию. Статью, озаглавленную «Битва за мою жизнь», Эмилия начинает так: «Как раз в тот момент, когда сбылись мои детские мечты, я чуть не сошла с ума и не потеряла свою жизнь».
Кларк говорит, что после завершения съемок первого сезона «Игры престолов» она еще не могла предугадать будущей славы. Не знала, что костюмы ее героини Дейнерис будут покупать для карнавалов, что девочки будут копировать ее прически и наряды. Что Мать драконов станет для многих ролевой моделью. Она просто отдыхала от работы, готовилась к рекламной компании сериала, и отправилась в спортзал в Лондоне.
Там девушке стало плохо. Сначала слабость, потом тошнота и рвота, которая, увы, не приносила облегчения.
«Боль – стреляющая, колющая, стискивающая – усиливалась. В какой-то момент я поняла или скорее даже почувствовала, что происходит: мой мозг был поврежден», – пишет актриса.
Фактически, диагноз себе она поставила сама: инсульт. Стала проверять симптомы: двигаются ли конечности, не отказывает ли память. Последнее, что запомнила Эмилия – голос женщины, которая спрашивала, все ли в порядке. Дальше все потонуло в тумане, из которого Кларк уловила лишь вой сирены «скорой помощи» и голоса врачей, считавшие вслух ее ускользавший пульс.
В больнице Уиттингтона звезде поставили диагноз: «субарахноидальное кровоизлияние, аневризма, угрожающий жизни тип инсульта». «Потом я узнала, что с таким диагнозом выживает только треть пациентов. Большинство погибает сразу, остальные – чуть позже, от повторного разрыва аневризмы и кровотечения, которое невозможно остановить», – пишет Эмилия Кларк. Когда врачи, наконец, разобрались в причине недомогания, девушке предложили срочную операцию.
В Национальном госпитале неврологии и нейрохирургии врачи в срочном порядке устранили последствия инсульта. Операция была ювелирной: через бедренную артерию пациентке ввели микроспираль, которая затем достигла мозга и закрыла собой аневризму.
«У меня началась паника: я не помнила своего имени»
Восстановление после первого инсульта и операции было тяжелым. Актрису интубировали, какое-то время она была на аппарате ИВЛ. Затем у нее начались проблемы с памятью: Эмилия не могла вспомнить даже собственного имени, ответить на самый простой вопрос.
«Я никогда не испытывала такого страха – чувство приближающейся гибели. У меня началась паника. Я актриса, моя работа – знать тексты, свои реплики», – описывает свои переживания Кларк.
Афазия, несвязанность речи и неспособность формулировать собственные мысли, через какое-то время отступила. Эмилия говорит, что ей очень помогла мама, дежурившая у постели больной. На любые ее попытки начать общаться она говорила, что все хорошо, у Эми все получается. И постепенно речь наладилась. Через месяц больную выписали, вскоре она уже давала прессе интервью и начала съемки во втором сезоне «Игры престолов».
Правда, доктора сообщили мисс Кларк, что у нее осталась еще одна аневризма, она находилась в другой части мозга, и на момент обследования не давала причин для тревоги, но нуждалась в наблюдении. Молодой девушке фактически предлагали несколько лет прожить под подвешенным над ней дамокловым мечом.
На этом этапе Эмилию Кларк очень поддержали продюсеры «Игры престолов» Дэвид Бэньофф и Д.Б.Уайсс. Они убедили ее не отказываться от проекта и продолжать сниматься, обеспечивали комфорт на площадке.
Эмилия страдала от головных болей, засыпать могла только с морфином. Отвлечься от страданий помогали работа и аутотренинг. «Со мной все отлично», – повторяла себе Эмилия по много раз на дню.
В 2013 году, уже после выхода в свет третьего сезона сериала, во время очередного обследования Эмилия Кларк узнала, что ее аневризма увеличилась в размерах вдвое. Врачи одной из нью-йоркских больниц, где на тот момент наблюдалась Эмилия, предложили ей операцию по удалению. Ожидалось, что она пройдет так же легко, как и первая. Но доктора ошиблись.
«Я дважды обманула смерть»
Попытка неинвазивного вмешательства провалилась: когда хирурги попытались достичь аневризмы, открылось кровотечение. Пришедшая в себя Эмилия буквально выла от боли, и ее снова забрали в операционную, на бегу сообщив, что придется делать трепанацию черепа.
Эмилия пишет, что восстановление после этого вмешательства было еще тяжелее. Во многом потому, что она уже знала о возможных осложнениях, предвидела их и боялась. «В первые дни, лежа в больнице, я гадала, какие проблемы меня ждут? Будут ли нарушения памяти? Сенсорные расстройства? Проблемы со зрением?». Не меньше этого мисс Кларк страшилась видимых последствий трепанации в виде шрама.
Она признается, что сегодня никто не видит под ее прической ни шва, ни титановых пластин, которые ей поставили вместо удаленных фрагментов кости. Но тогда было страшно.
А еще Эмилия боялась огласки. В тот момент она уже была суперзвездой и переживала о том, что история всплывет в прессе. Действительно, заметка о ее недуге вышла в одном из «желтых» изданий, но сама она от комментариев отказывалась до недавнего времени.
Но главным ее страхом стало ожидание новой боли и смерти. Спустя всего три недели после операции актриса вместе со своими коллегами по «Игре престолов» отправилась на фестиваль Comi Con, и там ей стало плохо.
«Я подумала: вот оно. Мое время пришло. Я дважды обманула смерть, но теперь она пришла за мной».
Но все, к счастью, обошлось. Эмилия научилась справляться и с головными болями, и с паническими атаками, вернула себе оптимизм. «Теперь я среди 100% выживших», – улыбается она.
«Присылайте мне ваши истории об инсульте»
Свой «каминг-аут» Эмилия Кларк совершила по нескольким причинам. Во-первых, съемки сериала «Игра престолов» завершились, в апреле 2019 года состоится премьера последнего сезона. Ей больше не надо скрывать обстоятельства своей личной жизни из опасений, что это негативно скажется на имидже проекта. Во-вторых, Эмилия приняла решение открыть собственный благотворительный проект.
Фонд SameYou будет работать одновременно в Великобритании и США. Его целью станет помощь в реабилитации молодых людей, переживших инсульт, а также получивших травмы головы и оперативные вмешательства на головном мозге. Об этих трудностях Эмилия знает не понаслышке. Ей дважды пришлось учиться заново есть, ходить, говорить. И каждый раз этот процесс не проходил легко и просто.
«У меня были панические атаки, меня не покидало постоянное беспокойство. Меня воспитывали как человека стойкого, я не привыкла жаловаться и говорить: “Это нечестно, такого не должно было случиться со мной”.
Меня учили помнить, что всегда есть кто-то, кому хуже, чем мне. Но после второй операции я почувствовала, что надежда меня покинула. Я ушла в себя, спряталась в раковину.
Мне сейчас трудно вспомнить эти черные дни во всех подробностях, мой разум заблокировал их. Но я помню, что тогда не хотела жить», – признается сегодня Эмилия.
Разрабатывая свой благотворительный проект, она ориентировалась прежде всего именно на молодых пациентов. Эмилия говорит, что случаев, подобных тому, что произошел с ней, достаточно много. Но при этом инсульт в сознании людей все еще связан с пожилым возрастом. Между тем, именно молодым пациентам особенно важно полностью восстановиться и вернуться к полноценной жизни, и это можно сделать, если реабилитация будет грамотной и своевременной.
Фонд SameYou ставит своими целями как теоретические исследования в области инсульта и других повреждений мозга, так и практическую сторону: тренинги для младшего больничного персонала, врачей-реабилитологов. Немаловажно и просвещение: сегодня Эмилия собирает истории таких же, как она сама, молодых пациентов, пострадавших от инсульта, чтобы придать их огласке.
«Это поможет нам детально изучить все кейсы и в будущем построить систему поддержки пациентов», – пишет Эмилия на своей страничке в Instagram.
В долгосрочной 10-летней перспективе SameYou надеется организовать сеть центров, в которых молодые пациенты смогут получать своевременную помощь, а также информацию относительно своей болезни и психологическую поддержку.
В настоящий момент среди партнеров фонда – британский Royal College of Nursing, американский реабилитационный центр Spaulding и ассоциация поддержки специалистов по уходу Nusing now.
Деятельность фонда SameYou осуществляется на частные пожертвования, которые организация принимает онлайн. В ближайшее время планируется также подавать грантовые заявки.