Оценен вклад населения, богачей и компаний в российскую благотворительность
Совокупные пожертвования богатых людей и нефтегазовых компаний приблизительно равны по объему вкладу в благотворительность всего рядового населения России, считают в бизнес-школе «Сколково». Результаты проведенного там исследования публикует РБК.
Исследование проводилось Центром управления благосостоянием и филантропии бизнес-школы «Сколково» с учетом данных Фонда поддержки и развития филантропии CAF за 2017 г., данных исследования Knight Frank и отчетности компаний. Также были проведены почти 100 интервью с состоятельными россиянами с капиталом свыше $1 млн и топ-менеджерами компаний федерального уровня, и телефонный опрос среди 307 владельцев и руководителей компаний малого и среднего бизнеса.
Согласно приведенным данным, общий объем пожертвований в стране составляет 340-360 миллиардов рублей в год, что сопоставимо с затратами государства на здравоохранение (400 млрд руб в 2017 г.) и превосходит совокупные траты на культуру и спорт (около 200 млрд руб).
Из этой суммы около трети составляют массовые пожертвования населения (от 140 млрд до 160 млрд руб. в год), около четверти — перечисления крупнейших нефтегазовых компаний (100–120 млрд руб в год). Пожертвования отдельных состоятельных лиц приносят 40–80 млрд руб, а 30 крупнейших компаний за исключением нефтегазовых — от 60 до 100 млрд руб.
По данным CAF, средний размер массового пожертвования в России составлял в 2017 году около 8 тыс. руб., а медианное значение (наиболее типичный размер пожертвования) — 2 тыс. руб. (CAF). Топ-менеджеры компаний МСБ в среднем жертвуют на благотворительность 6 тыс. руб. в год, медианное значение — 8,5 тыс. руб. Для владельцев бизнеса средний размер годового пожертвования — 3 млн руб. медианный — 230 тыс руб.
Такой разрыв между средним и типичным размером пожертвований показывает, что значительную их часть обеспечивает относительно небольшое число активных филантропов — и среди миллионеров, и среди обычных граждан, поясняют исследователи.