А у кого учимся мы - взрослые?
Телефонный звонок очень важный, но слишком не вовремя. Мы почти закончили с дочками химический эксперимент – жидкости в колбе окрасились и разделились. Теперь должен пойти пар. Прикладываю палец к губам, объясняю, что я на минуту, и прикрываю дверь, чтобы ответить. Минута затягивается, превращается в десять. Юные химики сначала смиренно ждут, потом договариваются о чем-то и склоняются над своим столом. Решены все вопросы, возвращаюсь – и мне торжественно протягивают лист. На нем эскизы трех новых зубных паст – с виноградом, клубникой и курагой, и пенки с бобами кофейного дерева. Улыбаюсь – и думаю, что дети учатся у нас, это здорово и понятно. А вот у кого учимся мы?
На собеседованиях с кандидатами в нашу команду я часто задаю вопрос о том, кто для кандидата авторитет. Обе части ответов для меня интересны. Бывает, что это родители, брат или предыдущий начальник. Но, к моему удивлению, самым частым ответом оказывается – «никто». Потому что не видят смысла. Потому что взрослые. Потому что – «вот еще, что за поклонение!» Потому что сами уже авторитет. И могут и готовы жить и действовать, ни к кому не прислушиваясь. Получается, детям всегда интересно соревноваться со взрослыми, постараться догнать и осилить, потому что они растут и тянутся вверх. А вот взрослые аккуратно выбирают себе соперника или пример, потому что проигрывать больно.
Чем крупнее твоя цель, тем меньше кажешься себе ты сам. На фоне огромной вершины любой скалолаз выглядит муравьем. Чем мощнее авторитет, тем большее расстояние разделяет вас. Только смелый и сильный выбирает стремление к вершине. Риск большой, неудобства, старание. А в масштабах песочницы очень легко все контролировать. Примеряясь к доступным, состязаясь с начальными, отворачиваясь от чемпионов. Человеку свойственно стараться себя обезопасить. Только это политика страуса. Не заглядывая вперед, опуская голову вниз, соглашаясь на средние результаты, можно сделать комфортным настоящее. Но сильно осложнить себе будущее. Вне зависимости от профессии или статуса.
Большинство мастеров своего дела, с которыми я знаком, устанавливают планку очень высоко. Быть учителем года в стране. Победителем Олимпиады. Писателем десятилетия. Лауреатом конкурса. Область действия может быть любая, важна цель, до которой всю жизнь можно будет расти. Лидер, с которого можно брать пример. Интерес, который вызывает такое соревнование. Радость от преодоления. И счастье оттого, что к вечеру ты усталый и нужный.
Собирая низковисящие фрукты, сложно вырасти повыше. Потому, что не тянешься к целям. Потому, что доволен имеющимся. Оттого, что жалеешь себя и оберегаешь. Успокаивая себя, что нижние ветки будут плодоносить всегда. Забывая, что вкусные яблоки всегда на вершине яблони. Самые яркие звёзды в максимально морозную ночь. И великие лидеры и авторитетные люди стали такими, потому что пошли на шаг дальше. Сделали на попытку больше. Выросли, но продолжали тянуться. Дети всегда смотрят вверх, потому что там мы, их родители. Каждый взрослый тоже так может.
Нужно просто остановиться и посмотреть вверх. Там над ним точно есть кто-то, с кого стоит брать пример.