Давай поссоримся: об одном из самых уязвимых мест современных браков
«Не противься злому», «воздавай добром за зло», «благословляйте проклинающих вас» — сколько раз эти евангельские строки ставили в тупик, заставляли самолюбивую душу боязливо поёжиться. Вправду сказать, не наш это размах. Глядя на то, с какой небрежностью наш брат относится к близким людям, заповедь стоило бы переписать: «не противься доброму» и «благословляйте милующих вас». Этакое «2х2=4» нравственной культуры и приличий, инструкция для особенно отстающих и неуспевающих.
Часто бывает: с человеком хорошо и приятно до тех пор, пока всё идёт хорошо. Спрашивается, велика ли здесь заслуга и ценность? Всё же и так хорошо! Больно нужна здесь хорошесть. Хорошим нужней всего быть, когда плохо.
Вспоминаю семью моих друзей, в 90-е годы отважившихся на многодетность. Времена были сложные, рацион семьи – скудным. Нечем детишкам полакомиться, пару сапожек или даже пачку подгузников купить – счастье. Тем более немыслимо было то, что доступно теперь: бытовая техника или новая обстановка в детскую комнату. Люди по полгода и дольше дожидались зарплаты. Нарушение обязательств и прямой обман вошли в обычай зарождающегося «дикого рынка». Случайные подработки, домашние заготовки и прочие ухищрения едва позволяли свести концы с концами.
То и дело мой друг расстраивался, пережив очередную неудачу или столкнувшись нечестностью. Приходилось ломать голову, как прокормить растущую ораву домочадцев. Надежды на заработок не оправдывались, и бюджет дома закономерно начинал «петь романсы». Обвешанная с разных сторон ребятишками мал-мала меньше, «тянула лямку семейного быта» молодая жена. И как же удивительно приятно было, когда она в самый критический момент начинала уговаривать мужа оставить грустные мысли и не терзаться, а спокойно потерпеть-переждать трудный период.
Простая история и незатейливая мораль, скажете вы и, наверно, будете правы. Но разве не бывает, что в похожих ситуациях глава семейства, добытчик, оказывается под перекрёстным огнём: по работе дела пошли вкривь да вкось и тотчас – полоса малоприятных разбирательств и споров дома? Супруга не упускает повода выразить недовольство, припомнить неудачи и оплошности суженого, что называется, «от сотворения мира». Морально добивая того, кому и так тяжело. Вынуждая возражать, защищаться, оправдываться, а иногда переходить во встречное наступление, пока оба, наконец, обессилев, не запутаются полностью в объяснениях, причинах и следствиях.
«Падающего – подтолкни» — эта людоедская антимораль писателя Фридриха Ницше не провозглашается прямо, однако, по факту, часто присутствует во взаимоотношениях. Не замечая того, ты наносишь другому удар в самый неподходящий момент и в самое незащищённое место. А всего-то из-за того, что недоволен имеющимся и хочешь вытребовать для себя что-то, рассуждая: «я де имею полное право», или «у других есть, почему не у меня».
И не в одних деньгах дело! Допустим, заболел ребёнок, проблемы со школой, или вода с верхнего этажа течёт на свежий кухонный интерьер. Внутренний каприза и неженка ждёт не дождётся подобного случая. На один кризис накладывается другой: муж с женой лишаются самообладания, в них появляются раздражительность, стремление говорить колкости. И это в минуты, когда обстоятельства сами взывают к взаимной поддержке!
Что за чушь, объясните, на милость: на фоне «передряг» испортить к тому же и отношения с ближним? Разве таким способом решают проблему? Разве легче от этого станет на душе? Простой здравый смысл подсказывает – набраться терпения, держась сообща. Но по неизъяснимой, кривой логике отношения разлаживаются. Человек раскисает и не показывает даже тех своих положительных качеств, какие показывал раньше. Наивным и глупым образом он норовит сорваться на другого, перевалить вину.
Трудно быть хорошим, когда что-то пошло не по-твоему…
Человек современности требователен. Лишь при благополучном стечении обстоятельств он сохраняет присутствие духа. Любое отклонение от заранее загаданного хода событий нарушает равновесие. Любая неприятность может вести к отказу от обязательств. Любое неисполнение желаний грозит запустить цепочку болезненного переосмысления всего и вся. Бог весть, до чего могут дойти вместе люди, подверженные подобным колебаниям!
Между тем, наше время не отличается какими-то особыми сложностями. Обстоятельства жизни людей разные, но в ретроспективе, даже относительно недолгой, бывали периоды и потрудней. Внутренняя неустойчивость захватывает нас параллельно невиданному улучшению жизненных условий, настоящей революции комфорта и благоустройства. Мы взяты в плен множеством приятных мелочей, сопровождающих каждого из нас от пробуждения и до сна. Почему же в таком случае сила воли изменяет нам чаще, чем прежде? По странной закономерности, чем больше получает человек, тем более его всё не устраивает. Общество выглядит принцессой на горошине, самый ничтожный дискомфорт для которой оказывается нестерпим. Не хватает защитного иммунитета, так что любой чих, всякое нарушение ожиданий и планов грозит обвалить раздутую «пирамиду общественного оптимизма», вызвать настоящую эпидемию взаимного раздражения.
Что сталось бы с теми, чьё настроение портится из-за погоды и недостаточно взбитой пенки в чашечке капучино, перенесись они сверхъестественным образом в упомянутые 90-е? Последствия нетрудно представить.
Мало что так обличает наше время, как недостаток постоянства и мужества и острейший дефицит человека, с которым хорошо и в довольстве, и в трудностях. Который способен служить опорой, не пересматривая то и дело своих обязательств. Остается собой, как говорит апостол, в скудости и изобилии, насыщаясь и терпя голод. Радуется не только, получая что-то приятное, но – всегда, вопреки самым неожиданным и сложным поворотам судьбы.
«Не противься злому», «воздавай добром за зло», «благословляйте проклинающих вас»… Вправду сказать, не наш это размах, справиться бы с меньшим: не добавлять зла ко злу и оставаться хорошим тогда, когда плохо.
Не увеличивать энтропии, иными словами! Её, энтропии, и без того предостаточно.