Оборудуем дом для бабушки
Запнуться о коврик в ванной и упасть, сломать шейку бедра — распространенный сценарий для старика. Как в собственной квартире «подстелить соломки» в самых рискованных местах
Время перемен
Понимание, что бабушка или дедушка уже не очень хорошо справляются с бытовыми действиями, иногда возникает у молодых членов семьи в одночасье. Хорошо, если до того, как случилась серьезная травма (ведь пожилые люди редко признаются, что падают, если смогли встать самостоятельно). Как понять, что в квартире бабушки или мамы пора что-то менять, даже если вы не знаете, как начать разговор об этом?
Со старостью приходит слабость. Кто копал огород — уменьшает число грядок или вовсе бросает копать. Кто пользовался туалетом на улице — тому уже туда сложно дойти, особенно в темноте или зимой, он уже не может быстро одеться, достаточно быстро туда добежать. Кто живет в квартире — реже и с трудом выходит на улицу. Бабушка перестаёт вытирать то, что разлилось (или разлила вечером — вытирает утром), поддерживать привычную ей степень чистоты. Это первые показатели, что пора что-то менять.
Если пожилой человек стал менее бодро ходить, начал шаркать ногами, надо сразу задуматься, как минимизировать риск падения. Кости у пожилых людей более ломкие, чем у молодых, и велик риск, например, перелома шейки бедра, а это радикально меняет качество и образ жизни.
«Уголок для мамы»
Если старик живет отдельно от остальной семьи и заметно слабеет, первоначально надо решить, приспосабливаем ли мы его жилище к новым потребностям или готовим для пожилого человека место у себя дома.
— В России часто можно услышать: «мы приготовим для мамы уголок» «что мы ей, уголок, что ли, не найдём?». Это звучит ужасно, — говорит директор по образованию Школы патронажного ухода «Внимание и забота», дипломированный в Германии специалист по уходу за людьми с дефицитом самообслуживания Лена Андрев. — Люди из лучших побуждений, считая, что «сдавать» родных в дом престарелых ужасно, вырывают старенькую маму из привычной обстановки, и она уже в любом случае не дома. Разрушают ее мир, при этом и квартиру к ее приезду не готовят: у них высокие пороги, неудобный вход, захламлена прихожая, туалет и ванная привычны им, а маме там неудобно. Если мама колясочница — все ещё сложнее.
Нельзя поселить маму или папу ни «в уголке», ни на проходе. У пожилого человека должен быть свой мир: надо в одном доме эти миры разделить, иначе хорошо бабушке или дедушке не будет.
Соседство нескольких миров в квартире также не должно превращаться в заточение пожилого человека в одной из комнат. У него должен быть не только свой мир, но и максимальный возможный при его состоянии доступ ко всему как в квартире, так и вне ее.
Убираем коврики и провода
Речь о приспособлении квартиры под новые потребности должна идти тогда, когда бабушка или дедушка ходят на своих ногах (или с незначительной опорой) и самостоятельно обслуживают себя. Если пожилой человек сляжет — тут уж, что бы мы ни меняли в квартире, необходимо будет присутствие в первую очередь ухаживающего человека, нужно будет сосредоточиться на его задачах и умениях, а поручни и прочие приспособления проблемы не решат.
Итак, бабушка шаркает в любимых заношенных тапочках, а повсюду лежат привычные ей коврики. Велик риск, что однажды она запнется об уголок такого коврика — и упадет.
— Конечно, нельзя все решить за бабушку, не посоветовавшись с ней. Кто-то уговорит ее все коврики вынести на помойку. Кто-то решит заменить их на новые, чтобы у них не загибались уголки, и закрепит их двусторонним скотчем. Кому-то из бабушек старые коврики настолько дороги, что без них они почувствуют себя не дома. Кто-то, у кого побольше денег и бабушка не против, сделает ремонт и заменит пол на пробковый — он не скользкий, — перечисляет возможности Лена Андрев.
Нужно учитывать особенности психологии пожилых людей: для кого-то коврик, лежащий в коридоре со времен его юности, окажется важным, даже если раньше такой привязанности к старым вещам за человеком не замечали. «Да он всю жизнь тут лежал», — скажет бабушка.
— Нельзя в лоб сообщить, что коврик надо убрать или поменять оттого, что бабушка состарилась. Это обидно. Нельзя пугать: «Мама, ты упадешь». Она всю жизнь ходила и не падала — она нескоро поверит, что теперь будет падать, только когда и правда упадёт. Обосновать перемены надо индивидуально и тактично, — предупреждает специалист.
— С пола должны быть убраны все провода, — добавляет генеральный директор сети частных пансионатов для пожилых людей «Сениор Групп» Алексей Сиднев. — Пороги и ступеньки, если они есть в доме, должны быть контрастно отмечены (для этого можно купить специальную ленту).
Коварная ванная
70% падений пожилых людей происходят в ванной, говорит Алексей Сиднев. Это связано и с тем, что там часто бывает мокро и скользко, и с тем, что люди до последнего пытаются пользоваться ванной и туалетом без посторонней помощи, чтобы сохранить интимность процесса, хотя на самом деле помощь им уже нужна.
Менять устройство ванной комнаты нужно тогда, когда у бабушки или дедушки появились малейшие затруднения в пользовании ею. «Надо хотя бы раз посмотреть, как мама туда заходит, если нет родни того же пола, при ком она согласится мыться, расспросить, не высоковато ли ей», — говорит Лена Андрев.
Если старый человек неуверенно себя чувствует, а еще лучше не дожидаясь этого, нужно прикрутить ручки или небольшие поручни к стенам возле унитаза и на стене над ванной. Так человек сможет держаться, входя и выходя из ванны, садясь и вставая. Если несколько поколений семьи живут вместе, молодежь вскоре заметит, что тоже пользуется в ванной этими поручнями.
«Из лучших побуждений многие меняют привычную ванну на душевую кабинку. Но у кабинок высокие пороги, внутри всегда немного скользко (даже если в описании много сказано о нескользящем дне или лежит коврик), и снаружи пол часто будет мокрым от брызг, как кабинку ни закрывай. Шаг в кабинку и из неё опасен. В итоге люди, привыкшие к ваннам, в кабинках падают только чаще», — говорит Лена Андрев.
Сиденье в обычной душевой кабинке очень низкое — признайтесь, если у вас дома такая душевая, то на выступе-сиденьи стоят шампуни? Такое низкое и небольшое сиденье неудобно и для молодых, что уж говорить о пожилом и ослабевающем человеке.
Для пожилых людей делают душевые без порога, похожие на пустые кафельные комнаты со сливом, либо просторные кабины с трапом, причем внутрь кабины ставится кресло для мытья, а снаружи фиксируется нескользкий коврик, напоминает Алексей Сиднев.
«Такую душевую сложно сделать в обычной квартире, и это непривычно для поколения наших бабушек и дедушек, которые и душ всегда в ванне принимали. Сам душ они привыкли держать в руках определённым способом, новый им может оказаться неудобным», — предупреждает Лена Андрев.
Психологи могут много писать о том, что многие пожилые люди пренебрегают личной гигиеной и перестают мыться каждый день из-за неприятия своего стареющего тела. Конечно, это может быть и психологической проблемой, но если бабушке физически чрезвычайно утомительно помыться, если дедушка боится упасть в ванной и остаться лежачим больным, психологическую помощь нужно дополнить организационной.
«По моему опыту, лучше оставить привычную ванну и купить к ней поворотное кресло для мытья, — говорит Лена Андрев. — Пожилой человек сможет сесть, развернуться, держась за поручень, — и уже потом подтянуть ноги в ванну и принять душ. Разумно спросить, какая нога у бабушки или дедушки поднимается легче — и в зависимости от этого расположить поручень».
Кресло, кроме прочего, гораздо дешевле, чем полное переоборудование ванной в «кафельную комнату». Легче бывает и уговорить, ведь пожилые люди часто стеной встают против основательного ремонта: «на что ты деньги тратишь», «да как я тут вообще мыться буду?» — и Лена Андрев предупреждает, что ремонт будет напрасным, если пожилой человек заранее возненавидит свою новую ванную.
Наконец, ванна — это не только мытьё. Бабушка в ней всю жизнь то стирала, то замачивала что-то, то воду запасала на случай отключения. Ей привычно, что ванна есть, и можно в ней на ночь оставить плавать букет роз, даже если роз уже лет тридцать никто не дарил.
Кухня: огонь, вода и новая посуда
Лена Андрев советует внимательно посмотреть на краны на бабушкиной кухне: если они брызгаются, пол рядом с раковиной постоянно будет скользким. Если, когда бабушка наливает кастрюльку, вода течёт по ее рукам на пол, нужно поменять сам дизайн смесителя. Вода должна течь удобно и в пределах раковины, иначе риск падения будет постоянным.
Ещё одно место риска — плита. Бабушки в халатах с широким рукавом, которые потянулись со спичкой к дальней конфорке при включённой ближней, — нередкие пациенты ожоговых реанимаций.
Кто-то подарит бабушке индукционную плиту, где на конфорку с кипящей кастрюлей можно ладонь положить — такая конфорка будет ощущаться как холодная (правда, всю посуду придётся тоже заменить, в обычной на такой плите готовить не получится).
Кто-то просто отключит две дальние конфорки у газовой плиты, преодолев протесты бабушки. Всегда надо смотреть по человеку: освоится ли бабушка или дедушка с индукционной плитой? Если человек любит готовить, причём привык к газу, он может вообще перестать готовить оттого, что температура регулируется не как обычно. Невелика беда перестать готовить борщи и печь пироги — но потом бабушка может и перестать есть.
Заменить чайник термопотом — хорошая идея, если он удобен и нравится вашей бабушке. «Плюсов много: она реже будет подходить к плите и чиркать спичками, не надо ждать, пока нагреется вода, нет риска забыть чайник на плите до того, что он расплавится. Но если бабушка не привыкнет к термопоту, то все плюсы обращаются в минусы», — говорит Лена Андрев.
Всегда есть риск, что старик не так откроет крышку и обожжется паром, обварится, или будет выключать его всякий раз, экономя энергию, а потом ждать кипятка гораздо дольше, чем с обычным чайником. То же касается мультиварки: прекрасная вещь, если человеку нравится ею пользоваться. Для тех людей среднего возраста или молодых, кто сейчас купил себе на кухню термопоты и мультиварки, они будут удобны и в старости. Для тех, кто уже состарился, подбирать технику нужно осторожно и легко смиряться с мыслью, что бабушка будет только изредка вытирать на ней пыль.
Кровать: чем старше, тем выше
Многие бабушки и дедушки привыкли к низким диванам, с которых им с возрастом все труднее вставать. «Во-первых, кровать имеет смысл заменить на самую высокую из тех, сидя на которых, пожилой человек хорошо достанет ногами до пола. Ноги не должны висеть, но чем старше и слабее человек, тем труднее вставать с низкой кровати. Во-вторых, если у пожилого человека кровать с провисающей сеткой, ее нужно заменить, даже если она хороша по высоте. У позвоночника должна быть поддержка на упругом матрасе. В-третьих, нужно найти место для поручня, за который бабушка или дедушка может взяться, вставая», — перечисляет Лена Андрев.
У кого есть деньги — можно купить кровать с электроприводом. Существуют кровати, похожие на функциональные для лежачих больных, но предназначенные для ходячих пожилых людей. Медицинскую для ходячего покупать не нужно: они слишком высокие, чтобы больной оказывался на удобном для ухаживающего уровне, так что сам пожилой человек не достанет ногами до пола. А на кровати для ходячих с подъемником головного конца бабушка, решив посмотреть телевизор, может нажать на кнопку — и спинка плавно поднимется.
Дорога с подсветкой
Освещение в доме пожилого человека должно быть хорошим — и так зрение падает. Единственная лампочка в пятирожковой люстре — это экономия, которая может обернуться большими трудностями.
Особенно опасны ночные вставания с кровати. В старости мы начинаем чаще ходить в туалет ночами. «Бабушка сначала дотерпит до того, что встаёт уже второпях, а просыпается при этом все равно не до конца, поэтому ночные падения у кровати — очень частые. Бабушки и дедушки идут в туалет быстро — они же уверены, что хорошо знают эту дорогу — и падают в полумраке», — говорит Лена Андрев.
Нужно сделать подсветку на всем пути из спальни в туалет: многие пожилые люди тщательно экономят электричество и вряд ли оставят на ночь полноценный свет в коридоре и туалете, но можно купить специальные ночники (в том числе детские), расположить их у пола и убедить, что современные светильники очень экономичны.
Меньше хлама, больше табуреток
Прихожая — еще одно место риска, особенно если она захламлена. Переобуваться пожилым людям нужно, обязательно сидя на табуретке, причём достаточно высокой, чтобы с нее было легко встать. «У них вообще должна быть возможность присесть дома везде», — говорит Лена Андрев. Еще раз стоит напомнить о коврике в прихожей: конечно, он важен для защиты от грязи, но если он сминается и ерзает — его нужно менять и фиксировать.
Верхние полки шкафов всегда порождают соблазн встать на табуретку (и опасность упасть). Пока бабушка чувствует себя более или менее устойчиво, она все равно будет лазить на верхний ярус мебели — не взять что-то, так пыль протереть. Поэтому Лена Андрев советует приобрести табуретку со ступенькой — чтобы не приходилось закидывать ногу сразу высоко.
Кстати, и для вставания на табуретку, и для безопасной ходьбы пожилым людям необходима удобная обувь с задником.
Идеальный вариант — расчистить квартиру пожилого человека от лишних вещей, лишней мебели, лишних припасов. Все то, что хранилось из соображений «когда-нибудь понадобится», понадобится уже нескоро. Проблема только в том, что избавление всех этих вещей не может быть насильственным: вы ведь хотите не ограбить, а помочь.
Даже лежачие бабушки и дедушки иногда переживают отправление на помойку пищевых запасов с десять лет назад истекшим сроком годности как трагедию. Если проблема накопительства явно принимает патологические масштабы — нужна помощь психолога. Если же имущество остается в пределах разумного — нужно соблюдать баланс между расчисткой маршрутов по квартире и превращением ее в необжитой гостиничный номер. В конце концов, это дом!