Любовь как анальгетик
Когда любимому человеку плохо, мы держим его за руку. Это очень важно, уверены мы. «Так ли?» — усомнились ученые и решили препарировать целительные свойства любви.
Такая романтичная … синхронизация
Про влюбленных говорят: «их сердца бьются в такт». Тут нет никакого поэтического преувеличения, сплошная правда жизни и физиология. Называется это явление – «межличностная синхронизация». Каждый видел пожилых супругов, которые так долго живут вместе, что становятся похожи, словно брат с сестрой. Интонация, походка, жесты… Все это она – синхронизация.
Когда двое влюбленных оказываются рядом, особенно когда прикасаются друг ко другу, их ЭКГ и ЭЭГ начинают буквально дублировать друг друга.
Вот такие чудеса. Их давно изучает группа исследователей Университета штата Колорадо под руководством Павла Голдштейна. И недавно им удалось извлечь их своих изысканий практическую пользу.
Четыре года назад у доктора Голдштейна родилась дочь. Конечно, он присутствовал при родах. Там, в больничной палате, его и осенило. «Жене было очень больно, и я думал об одном: чем я могу помочь? – вспоминает Павел. – Я взял ее за руку и ей стало легче».
Подобную вещь наблюдали многие – в том числе, и любящие мужья, присутствующие при рождении своих детей. Но лишь дотошный ученый в эту минуту может подумать: «Какой поразительный эффект! Надо проверить его в лабораторных условиях. Вдруг мы на самом деле можем облегчать боль других одним лишь ласковым прикосновением. А если так, то, может, в будущем человечество найдет способ отказаться от сильнодействующих обезболивающих средств…»
Пытают только женщин
Дочка родилась здоровенькой, а Голдштейн приступил к серии экспериментов. Заключительный этап исследования был проведен нынешним летом совместно с учеными из Университета Хайфы (Израиль). Это была первая серьезная попытка установить связь между болью и прикосновением.
Израильские ученые уже проводили эксперимент с участием нескольких десятков женщин. К их рукам прикладывали довольно горячие металлические пластинки, а мужчина – любимый или совершенно чужой – держал страдалиц за руку и пытался успокоить.
Прикосновение незнакомца, со слов испытуемых, не возымело никакого эффекта, прикосновение любящего снимало боль.
В Университете Колорадо чужаков из опытов исключили, пригласив к участию 22 любящие пары в возрасте 23 до 32 лет. В ходе эксперимента измерялись пульс и частота дыхания испытуемых, им также делали электроэнцефалограмму.
Когда пары просто сидели рядом, не касаясь друг друга, приборы фиксировали некоторый уровень синхронизации. Когда касались – этот уровень возрастал. Потом исследователи приступили к легким пыткам – таким же, как в израильском эксперименте – велев мужчинам вновь убрать руки прочь. И едва женщины начинали испытывать боль, синхронизация нарушалась, у всех 22 пар! Спустя минуту ученые разрешали мужчины взять любимых за руку.
Стоило тем лишь дотронуться до женщины, сердца снова начали биться в такт, а боль уменьшалась, рассеивалась. «Получается, что боль полностью нарушает межличностную синхронизацию, — делает вывод Павел Голдштейн. – А прикосновение возвращает ее на место».
Папаши не так бесполезны, как кажется
Науке пока еще не ясно, каким именно образом уменьшается боль и что в этом процессе первично. «Возможно, прикосновение является просто инструментом для выражения эмпатии, а последняя уже обладает анальгетическим эффективном», — говорит Голдштейн, который намерен продолжать исследования, чтобы понять механизм процесса. Это даст возможность разработать в будущем какие-то нелекарственные обезболивающие средства, действующие не хуже опиатов.
Ученый предполагает, что синхронизация влияет на фронтальную часть поясной коры. Именно этот участок отвечает за наши эмоции, проявления эмпатии, чувство боли, а также контроль сердечного и дыхательного ритма. «Пока я могу утверждать определенно лишь одно, — говорит исследователь. — Отцы, которые присутствуют при родах, не так бесполезны, как многим кажется!»
Случай мисс Хансен
Девери Хансен из Кэмпбелла страдает фибромиалгией. Эта болезнь выражается в острой боли в мышцах и суставах. На протяжении девяти лет молодая женщина (сегодня ей 38) принимала участие в экспериментах Отделении изучения обезболивания Стенфордского университета. В 2010 году она в очередной раз приехала, чтобы принять участие в испытании нового обезболивающего препарата, но ученые с удивлением отметили резкое улучшение состояния пациентки.
Согласно опроснику, уровень боли, которую испытывала Девери, существенно снизился. Между тем, в это время она не принимала никаких лекарств. «Быть может, в вашей жизни изменилось что-то еще?» О, да. За пять месяцев до обследования мисс Хансон познакомилась с человеком по имени Карлос Хуртадо. «То была любовь с первого взгляда, — призналась она врачам. — Скоро у нас свадьба».
Влюбленная и счастливая, она даже не сразу заметила, что верный спутник ее жизни – боль – уже не так сильна, ей больше не хочется валяться в постели сутки напролет, когда все тело ломит, словно при гриппе.
Доктор Боль и доктор Любовь
Глава Отделения изучение обезболивания Шон Маккей по прозвищу «доктор Боль» решил изучить целительные свойства любви. Для этого он объединился с коллегой из Нью-Йоркского университета по прозвищу «доктор Любовь» — Артуром Ароном.
К участию пригласили студентов последнего курса, чья влюбленность длилась не более 9 месяцев. «Никогда еще я не набирал добровольцев с такой легкостью, — смеется «доктор Боль», к которому обычно волонтеры идут не слишком охотно. – Мы развесили несколько объявлений на кампусе, и через несколько часов в дверь лаборатории начали непрерывно стучать. Когда молодые люди влюблены, они хотят, чтобы весь мир знал об этом».
Для участия в эксперименте отобрали 15 человек – тех, кто показал самые большие результаты по Шкале страстной влюбленности.
Такая шкала есть, она была разработана группой вполне серьезных психологов и социологов в 1986 году и включает в себя, например такие вопросы: «Я впаду в отчаяние, если он (а) бросит меня?», «Я счастлив (а), когда могу сделать счастливым его (ее)?», «Я хочу, чтобы он (а) знала обо мне как можно больше – мои мысли, страхи и стремления?» и т.д.
Влюбленным юношам и девушкам к рукам тоже прикладывали раскаленные пластинки. Только вот любимых, помогающих перенести страдания, рядом не было – только фотографии: просто знакомых, незнакомых и, конечно, возлюбленных. Когда испытуемые видели портреты последних, боль уменьшалась в среднем на 44%. Затихала она и тогда, когда их отвлекали. Просили, например, назвать спортивные игры, в которых нет мяча. Но это облегчение затрагивало другие участки мозга – те, которые больше связаны с когнитивными способностями (участникам эксперимента проводили МРТ).
Объясняется все очень просто: человек практически не способен сосредоточиться на двух вещах одновременно. Конечно, будь боль сильнее, не помогли бы никакие спортивные игры – ни с мячом, ни без мяча. Когда «обезболивание» наступало после лицезрения фото любимого или любимой, активность наблюдалась в участке мозга под названием «прилежащее ядро» – именно в нем высвобождаются нейроны в качестве реакции, например, на прием наркотиков или анальгетиков.
«Любовь способствует выработке эндогенных опиодов, — говорит доктор Маккей, — эффект которых сходен с эффектом морфина. Он, конечно, не будет прописывать страстную любовь в качестве лекарства, но надеется, что результаты исследования в будущем могут принести «клиническую пользу».
Самые поразительные результаты продемонстрировали участники эксперимента, которые влюбились совсем недавно.
«Боль затихала еще до того, как сигнал о ней успевал достичь мозга, — констатирует доктор Арон. — Скорее всего, химические вещества влияют на спинной мозг, блокируя сигналы боли».
Чем больше мы друг друга любим…
Конечно, подобное состояние преходяще, но поводов для расстройства нет: и доктор Любовь, и доктор Боль подтверждают: люди, счастливые в личной жизни, лучше реагируют на обезболивание.
В исследовании, с которого мы начали свой рассказ, был выявлен еще один интересный эффект. Чем большую эмпатию проявляет мужчина, тем сильнее уменьшалась боль при прикосновении. Этот вывод перекликается с результатами исследования, которое было проведено в Универистете Огайо несколько лет назад. Медики следили за тем, как заживают раны у пациентов.
У тех, кто накануне ссорился или спорил с кем-то, кого любит, процесс заживления длился в среднем на день дольше.
А в семьях, где супруги живут как кошка с собакой, раны заживают еще дольше – на целых два дня!