«Вот вырастут — там и помолишься»
Я очень быстро перестала “зацикливаться” на правилах, да вот “зацикливаться” на чем-то другом не удосужилась
Когда я еще ходила беременная, то с умным видом изучала ответы священников на вопросы молодых мамочек, как же им молиться с маленькими детьми. И потом, после родов, когда наступила бесконечная круговерть вперемешку с постоянным желанием поспать, память услужливо выдавала мне примерно следующее: «Ведь вот в той книжке батюшка советует кормящим женщинам ввиду занятости не зацикливаться на правилах, а читать Иисусову молитву…». И я очень быстро и легко перестала на этих правилах «зацикливаться», да вот «зациклиться» на чем-то другом — тех же кратких молитвах — не удосужилась…
И получается, что «вот вырастут — там и помолишься» звучит уже не со стороны — так успокаивать себя начинаешь уже сама. И, если по-честному, просто-напросто свою лень оправдываешь наличием детей. Да только со временем сможем ли потом вернуться к былому настрою и желанию молитвы?
Здесь, но мой взгляд, важно осознать еще один момент. Зачастую декретная жизнь лишена «благочестивой канвы», к которой мы привыкли: нет возможности посещать храм так часто, как хотелось бы, на службе практически невозможно сосредоточиться: приходится следить за детьми, посты послабляются беременным и кормящим. И получается, что вся «видимость» нашей духовности рушится, как песочный замок. И остается неприглядная действительность нашего истинного внутреннего состояния, а она не очень-то нас и радует. И срабатывает принцип, которому исподволь мы все же остаемся верными: «или все, или ничего»: «Ну, раз уж это и это не получается, чего напрягаться-то?»
Мне вспоминается случай, описанный в замечательной книге матушки Наталии Соколовой «Под кровом Всевышнего». Один священник рассказывал ей, матери пяти малолетних детей, обремененной тяжелым домашним трудом в сельской местности, как он наблюдает за своими грехами: «Вот сижу я летом в гамаке, жена подносит мне кофе, а я любуюсь облаками, природой — блаженствую с Богом — и стараюсь найти за собой еще какой-то грех…» Думаю, подобная духовность матерям и не снилась.
Поэтому, в первую очередь, нужно стремиться исходить из тех ресурсов сил и времени, которое есть лично у нас в настоящий момент, а не ждать, когда наступит прекрасное завтра с гамаками и кофе.
Самый острый вопрос — вопрос времени
Самый острый вопрос — вопрос времени. Конечно, оптимально встать раньше детей и спокойно помолиться. Если это не вариант и ваши дети сами встают с петухами, нужно учесть особенности своей семьи и, исходя из этого, подыскать «удобные» 15 минут для себя в утренней суматохе. Мои дети, к примеру, как встанут, срочно требуют кашу. А так как моя мультиварка отказывается работать по программе «отложенного старта», то мне приходится сразу после подъема быстро готовить. Зато потом, сытые и довольные, мальчишки уже могут чем-то сами себя занять, и у мамы есть немного своего времени. Там, глядишь, и у детей нахлынут благочестивые порывы: и поклоны могут рядышком земные класть, и обцеловать все близлежащие иконы, может, даже и подпевать начнут.
Если вечером вы понимаете, что просто-напросто уснете, не дождавшись благоприятного и подходящего для молитвы момента, когда все улягутся спать, а вы наведете чистоту и останетесь в благоговейной тишине, попробуйте помолиться во время укладывания детей. Молитвенное правило можно закачать на телефон или планшет.
Иногда чувство сильной усталости вечером может пройти после принятого душа и десяти минут тишины. Проверено не раз.
К тому же наше общение с Богом не ограничивается лишь рамками утренних и вечерних правил. Кто мешает кратко помолиться перед готовкой, уборкой, выходом из дома? Типичная для всех ситуация — болезнь ребенка. Не ручаюсь за всех, но зачастую мы создаем слишком много суеты вместо того, чтобы перед поиском нужного лекарства в аптечке или вызовом «неотложки» вместе с ребенком несколько минут помолиться перед иконами. И именно после этого Господь непременно устраивает все лучшим образом.
Одним из самых «болезненных» моментов может стать невозможность посещения молодой мамой богослужений. Как же приобщиться к церковной жизни, ощутить радости праздника или скорбное настроение поста? Если позволяет режим, во время вечернего богослужения грудного младенца можно уложить спать, старших занять на время рисованием/лепкой/чтением. Самой выкроить время среди домашних дел и помолиться текстами тех служб, что идут в храме. Будь то канон Андрея Критского постом, или канон Преображения Господня, или канон почитаемому святому. А если приобрести издание с параллельным переводом (благо, православные издательства сейчас трудятся на славу), то можно и в службах лучше разобраться. Вот и почувствуете свою причастность к церковной жизни.
Главное — искать молитвы
Конечно, все, что я здесь написала, это какие-то маленькие крупицы небогатого опыта. Главное — искать молитвы. Ведь кто ищет, то всегда находит, не так ли?