Горькая ягода черешни

Сказка-быль для взрослых, которые когда-то были детьми

Мальчик долго болел. Очень долго. Он провалился в ручей в суровый мороз. А потом, казалось, целую вечность лежал без сознания, и в бреду грезились ему сказочно красивые деревья черешни, полные сочных алых ягод. Мальчик то летал над прекрасными апельсиновыми рощами, то плыл к островам с кокосовыми пальмами и опять возвращался к сочным алым черешням. Быть может благодаря этим сказочным путешествиям болезнь отступила.

Когда Мальчику стало лучше, его отправили на целый год! в южную область России. Восстанавливаться.

Расставшись с друзьями-четвероклассниками, Мальчик вновь появился в родной школе уже в шестом классе.

- В шестом «В»,- объявила классная руководительница,- новенькая: девочка Таня. Будьте внимательны к ней. Ей необходима ваша помощь.

А после уроков совет отряда, мы же были пионерами, назначил для Тани подшефную, как говорили, «буксир». На эту должность выбрали Свету.

У Светы была семья из репрессированных прибалтов, которых за вооружённое содействие фашистской Германии было сослано на Север немало. Сначала они отбывали срок на зонах, трудясь в шахтах. Потом, после амнистии, работали на тех же угольных предприятиях. Не могу точно утверждать, почему отличница Света не стала носить домашнее задание Тане, заниматься с ней. Убеждения ли отца — ярого националиста и антикоммуниста — тому причина, или же просто равнодушие к чужой беде...

- Как там Таня, где её тетради с заданиями?

- Ты, Света, была ли вчера у Тани?

- Как занимается Таня?

Ответов не было.

Мальчик таскал из сарая в барак вёдра с углём и дрова. Отец ушёл в ночную смену. А для того, чтобы сохранить тепло до утра, надо более десяти вёдер угля и несколько охапок дров. Метель валит с ног. Руки вытянуты до колен, может быть и ниже. До чего же тяжёлый уголь в вёдрах! И, когда уже слёзы бессилия и усталости замёрзли на щеках, мальчик вдруг увидел глаз и часть чёлки в крохотном отпотевшем кружочке замёрзшего окна соседнего барака.

Мальчик скоро отнёс очередную пару вёдер угля. Мать-то занята ещё двумя братьями. Затем вернулся в сарай, но попутно, переползая через свежие сугробы, подобрался ближе к тому бараку. Из окна уже смотрели два глаза, тонкие пальчики царапали лёд на стекле, а от кончика носа появился ещё один оттаявший пятачок.

Очень длинная Полярная ночь. С метелями, буранами, с трескучими невыносимыми морозами. И однажды Мальчик всё же вошёл, постучавшись в этот дом, из окна которого за ним наблюдала пара грустных глаз.

Таня слушала Мальчика, старательно выводила буквы в тетради по русскому, но... Мальчик старался объяснить, что такое причастие. Когда ставится запятая, а когда нет. Причастный оборот перед существительным — не надо запятой, а, если после, то надо. Да и не обязательно существительное! Причастный оборот может относится к другой части речи, к другому члену предложения. Мальчик и сам-то, только объясняя Танюше, смог понять эти правила.

А с геометрией вообще была беда! Мальчик здесь был хоть и силён, но смежные углы, вертикальные углы, углы с взаимно параллельными сторонами для Тани были ох уж как далеки... Девочка уже давно, ни один год не могла посещать школьные занятия.

Родители Тани были всегда рады, когда Мальчик приходил к их дочери. Однако через час-два они очень тихо, тактично спрашивали:

- А выучил ли ты сам, Мальчик, уроки?

- Не ждут ли родители тебя дома?

- Танюша должна отдохнуть, приходи завтра. Или сегодня несколько позже...

Но как родители Тани просили Мальчика удалиться: в их глазах читалось: «Не уходи совсем... Ради Тани...»

Ни Света, ни другие одноклассники даже не интересовались своей новой, но отсутствующей, подругой. Классная руководительница, да и другие учителя-предметники вскоре перестали спрашивать Танины задания.

А Мальчик с Таней продолжали читать и писать, потом рисовать, играть. А самое главное: они разговаривали, общались! Были вместе до тех пор, пока Мальчик не замечал: Таня устала, ей нужен покой. Он, оставив обессилившую девочку, на цыпочках удалялся, не дожидаясь напутствия родителей. Часто, даже не попрощавшись с хозяевами дома: тихо-тихо, накинув пальтишко, шапку под мышку, валенки в коридорчик... Только не потревожить Таню.

А Таня? Она ждала своего друга! Он опять будет мучить её теоремами, вводными словами, законами Ньютона. Ну, а потом! Потом они будут читать книги, рисовать акварелью, хотя оба и рисовать-то не умели. И разговаривать, разговаривать, пока у Тани есть силы...

Прошла зима, минула короткая весна, которая на Севере мало отличается от зимы. Мальчик хоть давно оправился от прошлой болезни, но всё же нуждался в отдыхе на Юге. Его отправили в пионерский лагерь. Тульская область, город Алексин: экскурсии в Поленово, в усадьбу Льва Толстого в Ясную Поляну, в Тулу, на родину К.Э.Циалковского в город Калугу. Сосновый бор, ягоды, грибы, купание в Оке и, конечно же, шалости в колхозном саду, из которого сторож выгонял не строго, а так, для порядка. Ему тоже было жаль северных детей.

Через два месяца Мальчик вернулся в родной Северный Город. Тани не было: ее родители

отвезли на Кубань или в Крым для лечения.

- Таня передала для тебя ведро черешни, но ты был в лагере.

Черешня! Мальчик вспомнил, как ему грезились эти ягоды. Как он о ней мечтал в пылу своей болезни. Откуда девочка узнала об его сказке?

- А Таня? Когда приедет?

- Никто не знает, как там Таня? Может ей лучше и в седьмой класс она сможет ходить вместе с нами?

Взрослые молчали или отнекивались... Как бывают жестоки и безжалостны взрослые! Их жалость часто становится просто предательски бездушной.

Уже позже Мальчик узнал-таки, что его подруги нет. Что черешню передали на Север её родители в память о дочери. А Таня ушла навсегда...

Никто в школе не вспомнил и не вспоминал о Тане. Пионеры занимались своими отрядными делами, готовились к вступлению в комсомол. Учителя были загружены занятиями и внеклассной работой с учениками.

А Мальчик очень долго ненавидел всех одноклассников. Впрочем, они и не виноваты совсем... И ни в чём... Наверное...

С тех пор прошло сорок пять лет. Мальчик уже стал дедом. Но... Когда он вдруг приболеет, то ему вновь грезятся кисти алых ягод, сказочная черешня.

Прошлым летом уродилась эта ягода. Дед, тот, который был Мальчиком, не мог её есть. Лишь поднесёт сладкую ягоду ко рту, глаза наполняются горько-солёными слезами. А в каждой слезинке — Таня...

Автор - Николай Талызин
Фото из открытого источника

Пожертвовать

01 сентября 2015г.
M3 v.688