Формула семьи: Малявины
- Михаил Владимирович, 46 лет, инженер по техническому надзору
- Юлия Алексеевна, 39 лет, технолог швейного производства
Дети:
- Тимофей, 17 лет, ученик школы-интерната с первоначальной летной подготовкой
- Маргарита, 13 лет, ученица 7-го класса Петрово-Дальнецкой гимназии
- Кирилл, 10 лет, ученик 4-го класса Петрово-Дальнецкой гимназии
- Вера, 7 лет, ученица 1-го класса Петрово-Дальнецкой гимназии
- Саша, 4 года
Михаил Владимирович
– Самое главное – это терпение. Если у мужа или жены его не хватает, обычно начинаются скандалы, проблемы. Хочешь не хочешь, а люди со временем друг к другу привыкают. Любовь со временем успокаивается, появляется взаимное недовольство, раздражение. В такие моменты надо молодость вспоминать, тогда и терпения будет больше, и, соответственно, больше любви.
Конфликты в нашей семье разрешаются каким-то удивительным образом – они сами рассасываются. У нас они, к слову, не так часто происходят, в среднем раз в год (смеется). Надо научиться проявлять снисходительность. Часто бывает, что маленькие, незначительные конфликты перерастают в серьезные, принципиальные проблемы. Но для того, чтобы конфликт разрешился, чтобы все уладилось, необходима уступчивость. Тут важно проявить внимание и осторожность, ведь дети тоже находятся под влиянием конфликтных ситуаций. Если проблема связана с ребенком, то последующий конфликт может пагубно отразиться на нем.
В воспитании детей я никакой особенной методики не придерживаюсь. Как меня воспитывали, так и я стараюсь. Когда словом, когда тапочком. Всегда по-разному. Иногда приходится в процессе воспитания заставлять детей трудиться. Бывает, что они не хотят чего-то делать, тогда нужно дать объяснение, по возможности простое и понятное, почему им стоит послушать своих родителей, почему надо в данной ситуации поступить так, а не как-то по-другому. В основном такого рода разъяснениями занимаюсь я. Это актуально для детей постарше, маленькие и так слушаются.
Детская ревность была, но сейчас я ее почти не замечаю. Все дети доросли до такого состояния, в котором понимают, что мы относимся ко всем одинаково, всех одинаково любим. Неважно, старший или младший, у нас нет любимчиков. Сейчас старший выпускается, мы уделяем ему больше внимания, но маленькие относятся к этому с пониманием. У нас никогда не было такого, чтобы кто-то из детей подошел к нам и спросил: «А почему вы ему купили вот это, а мне нет?» Мы стараемся всех одинаково поддерживать.
Финансовый вопрос у нас решается просто: сколько заработал, столько и отдал семье. Были, конечно, периоды, когда денег не было и ситуация была нелегкой. И на мели сидели, и безработным я был. Приходилось ограничивать себя во всем. Однако, на мой взгляд, финансовый вопрос – это последнее, что может влиять на создание семьи. У меня есть знакомые, которые считают, что нечего, мол, нищету плодить. Но даже если не брать в расчет мою собственную семью – дети еще маленькие, рано пока говорить, кем они вырастут, – в семье моей мамы было восемь детей, нас у мамы было трое. Моя бабушка всем перешивала рубашки по очереди, и ничего – все выросли достойными людьми, все чего-то добились. Прокормить детей всегда можно. Понятно, что они не будут питаться устрицами, но это на самом деле и не нужно, для того чтобы они выросли здоровыми и счастливыми.
Я никогда не обращал внимания на чужое мнение. Какая мне разница, что говорят обо мне и о моей семье. Я знаю, что поступаю правильно. Мои друзья, хоть и посмеиваются иногда, в большинстве своем одобряют нашу многодетность и всегда готовы оказать помощь, если она понадобится.
Одно из главных преимуществ многодетной семьи – дети быстрее развиваются, их не нужно по садам водить, чтобы они могли общаться с другими детьми. У нас дети гораздо лучше развиты, чем, скажем, дети из семей, где два ребенка. Возвращаясь к семье моей бабушки, у которой было восемь детей, хочу сказать, что отношения между ее детьми – это пример самой удивительной дружбы. Главное, научить детей друг с другом ладить. Если они перестанут взаимодействовать друг с другом, потом этот контакт наладить очень сложно. Кода мои старшие дети серьезно поссорились, я им сказал: «Если вы не помиритесь, у вас появится один общий враг в моем лице». Эти слова возымели эффект.
Юлия Алексеевна
За нашим папой мы как за каменной стеной. С ним всегда можно посоветоваться, обратиться к нему с вопросом. Папа у нас глава семьи, его слово – закон. Он как лоцман, ведущий нашу семью через океан жизни.
Когда я вышла замуж, у меня не было особых проблем с преодолением себя. Даже работа по дому мне всегда была в радость, что уж говорить о детях! Когда они стали рождаться, я почти перестала думать о себе, мне хотелось все время проводить только с ними. Я отодвинула саму себя и полностью погрузилась в семейные заботы. Сейчас мне иногда не хватает сил, так как материнский труд очень тяжелый, но вообще я нашла себя в этих семейных заботах. Я счастлива! Лишь бы хватило здоровья, чтобы всех воспитать. Когда я вижу результат, то понимаю, что больше вряд ли успела бы. Слава Богу, что пятерых родить смогла!
На старших детях я экспериментировала, практиковала авторитарное воспитание. Главной жертвой моих родительских принципов стал старший сын. Но сейчас, слава Богу, все хорошо. У нас с ним прекрасные отношения. Он молодец! Младшим детям я уже даю больше свободы, возможность выбирать. Со временем становишься более снисходительным, надеешься, что старшие, которых ты воспитывала строже, будут подавать правильный пример младшим.
Сейчас я практически не замечаю детской ревности. Когда родилась вторая дочка, тогда была ревность. Она была очень беспокойной, с рук до четырех месяцев вообще не сходила, и у меня не было возможности уделить внимание сыну. Потом они стали подрастать, и эта проблема решилась сама собой. А когда стали появляться еще дети, мы только рады были. Они мне все дороги, я стараюсь делить любовь на всех.
Люди относились к нам по-разному. Многие были рады за нас, поддерживали морально и духовно. Но большая семья не у всех встречает понимание, поэтому были и те, кто не очень хорошо относился. В многодетной семье любви больше, я чувствую себя востребованной. У меня очень большой круг общения, я человек коллективный, и когда я вижу, что вокруг появляются многодетные семьи, для меня мир становится шире и добрее! Быть многодетной матерью тяжело, но это труд, который окупается с лихвой.
Моя мама считала, что многодетность – это плохо, это неблагополучие, поскольку надо вырастить детей, дать им образование, а это очень затратно. Когда у меня родился третий сын, у меня была эта мамина установка, и она меня беспокоила. Но та радость, которую я испытывала при появлении малыша, все пересилила. И моя мама благодаря внукам тоже изменила свое мировоззрение. Сначала она считала нас кем-то вроде утопающих, а через какое-то время сказала мне: «А много детей – это не так уж плохо, это даже очень хорошо!»
Любовь – самое важное, чему учит нас многодетная семья. Мы с мужем надеемся, что одиночество в старости нам не грозит. Кто-нибудь да позвонит, кто-нибудь да забежит. Надеюсь, что будет много внуков. Это было бы очень здорово!