«Час мужества пробил на наших часах…»
Собственным видением событий, происходящих в стране и мире, делится настоятель храма Всемилостивого Спаса в бывшем Скорбященском монастыре протоиерей Александр Ильяшенко.
Недавно мне пришлось разговаривать с достойнейшими немцами, супружеской парой преклонного возраста, им обоим за 80. Из разговора с ними я понял, что, несмотря на доброжелательное отношение ко мне, к русскому народу они относятся со страхом. Причем это не какой-то их личный взгляд, это общее отношение, характерное для Германии, да и для всей Европы в целом.
Какой-то многовековой страх перед русским народом, перед Православием, нашей огромностью, перед нашими талантами, перед нашей воинственностью…
Мои собеседники – очень хорошие, верующие люди, протестанты, и даже, кажется, пытались меня понять. Но в итоге нашего разговора мы так и не пришли к взаимопониманию.
Несколько раз в разговоре прозвучало: «Ваш Шталин». Русский народ от Сталина пострадал, это да. Интересно, а что такого страшного Сталин сделал германскому народу? Разве Сталин напал на Германию в 1941 году? И не русский народ развязал эту войну, которая принесла ему неисчислимые страдания и бедствия, коснувшиеся практически каждой семьи.
На той войне от пули немецкого снайпера погиб мой дядя, брат моей мамы. А дядя с отцовской стороны был сапером и скончался в начале 1950-х годов от ран, полученных на фронте…
Но у моих собеседников в голове было только то, что мы «страшные». Боюсь, что понять что-либо в истории и психологии русского народа им просто невозможно. Действительно, «умом Россию не понять».
Хуже другое – мы сами себя не понимаем. И даже у нас, у русских, наблюдаются прямо противоположные мнения о нас же самих. Многие представители так называемого общества русский народ не знают, не любят, не доверяют и боятся его. А потому и раздаются такие громкие голоса о том, что мы мол «империя зла».
Другие говорят о том, что русский народ – это великий народ, имеющий великую историю и создавший великую культуру, в основе которой лежат высокие идеалы Православия.
И договориться между собой эти стороны никак не могут: то, что одни считают белым, другие считают черным, и наоборот. Этот спор идет на протяжении очень продолжительного времени. И в 1917 году революция произошла от того, что сами себя понимать не могли.
Так до сих пор и не научились. Так вот Господь нам еще раз посылает проверку: поймем ли мы, что самое главное – это, конечно, Православная вера, поймем ли мы, что Господь заповедал любовь и верность Родине… Проявим ли мы стойкость, которая строится на любви, а не на ненависти, проявим ли христианское отношение к противнику, которое связано и с мужеством, и с решимостью, и одновременно с великодушием и беззлобием.
Сможем быть на высоте – возможно, Господь нас помилует, а будем друг с другом грызться, будем друг друга жалить, укорять, будем жить не своим умом, а чужим, значит, будет нам очень плохо.
Но плохо будет не только нам, а на самом деле всем, потому что если что-то произойдет с Россией, ясное дело, что это не может не отразиться на остальном мире. В очередной раз решается не только судьба нашей страны, но и судьба, собственно, всего мира. Дай Бог нам и верности, и стойкости, и мужества, и доблести, и мудрости, и великодушия.
Русский народ всегда был силен тем, что общее ставил выше частного. Сейчас мы переживаем в очередной раз подобную ситуацию. Однако теперь уже решение проблемы зависит полностью от нас: сможем, как наши предки могли, – замечательно, это будет величайшее наше достижение, нас ныне живущих в России, а не сможем – трудно даже представить беды, которые на нас обрушатся.
Я так понимаю, что нам объявлена беспощадная экономическая война. На Западе уже давно поняли, что с русским человеком в открытом бою не справиться. А вот война экономическая, которая может ввергнуть нашу страну в разруху и хаос, – это дело, безусловно, более безопасное и эффективное, да и проверенное.
После свержения Царской власти в период правления Временного правительства российская валюта тоже была полностью обесценена. Вслед за февральской революцией пришла октябрьская, и вспыхнула братоубийственная Гражданская война. Спрашивается, кому это было выгодно?
В минуту национального бедствия перед лицом страшной угрозы, нам всем нужно проявить верность Родине, стойкость, трудолюбие, бескорыстие, единство и терпение. В период гораздо более грозный, когда вооруженные до зубов армии объединенной Гитлером Европы напали на Советский Союз, Анна Ахматова, находясь в осажденном Ленинграде, написала такие строки:
Мы знаем, что ныне лежит на весах,
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Вслед за Ахматовой хочется выразить уверенность, что и нас, так же как и наших доблестных предков, мужество не покинет.