"Заказов уже много"
Юля Савина с дочкой Соней рассказали о своём небольшом бизнесе.
- Я долго маму уговаривала. В позапрошлом году она поддалась и пошла участвовать в конкурсе "Миссис Евразия". Хотела шубу, но не выиграла. А в прошлом году я заболела... И вот теперь мама решилась на "Миссис Екатеринбург".
Маленькая Соня крепко держит в руках кружку с горячим чаем и кусает вафельный торт. Она внимательно смотрит на меня серо-голубыми глазами и улыбается. Ей нравится болтать, особенно, когда речь идёт о любимой маме.
- Корона и шуба – не самое главное в жизни, - говорит дочке мама Юля Савина.
У девочки детский церебральный паралич. Юля Савина – единственная участница "Миссис Екатеринбург", у которой ребёнок страдает таким заболеванием. Она и на конкурс то пошла, чтобы показать, что такие мамы живут обычной жизнью, не сидят взаперти и не бьются в истерике.
- Меня раздражает, когда нас жалеют. Создайте нормальные условия для жизни и для развития наших детей. Мы ведь обычные люди. На конкурсе я хочу выступить от лица таких же мам, как и я. Да, возникают сложности из-за лечения ребёнка. Но в этом есть свои плюсы – эмоции становятся ярче. Вы не представляете, с каким замиранием я ждала первых шагов моей Сонечки.
Юля Савина одна воспитывает двоих детей - Софию и Анатолия. Когда она вынашивала Соню, врачи говорили, что ребёнок родится мёртвым. А когда родился, заставляли отказываться.
- У меня даже в голове не укладывалось, как можно оставить это маленькое чудо. 1164 грамма, 39 сантиметров. Представьте, она на ладошку помещалась. Как? Как от такого счастья отказаться?
Когда Соне исполнилось 11 месяцев, Юля рассталась с мужем. Говорит, он не выдержал, сдался.
София, услышав, что мы обсуждаем её папу, кладёт мне руку на колено и шепчет:
- Я приезжаю к бабушке и звоню папе. Если он может, навещает меня. Но чаще всего не может.
- Так уж повелось, что в большинстве подобных семей мужчины не выдерживают, – грустно говорит Юля. - И после разрыва женщины ещё больше замыкаются в себе, стесняются своего ребёнка. Но я справилась.
Потом появился Толин папа (Толя младше Сони на три года). Но и с ним не сложилось.
- Как вы переживаете всё одна? – спрашиваем у Юлии.
- Нормально. Входишь в ритм и всё. Бывает, что я на грани. Но, как и в любой семье, без трудностей никуда.
День у Юли расписан по минутам. Утро начинается в 5:50. Она готовит завтрак, поднимает детей. Сначала увозит в школу Анатолия, затем Соню. Мчится на работу (Юля – руководитель предприятия, но трудоустроена неофициально, иначе дотацию на ребёнка-инвалида в 3,5 тысячи государство снимет). После работы – за детьми. А потом вместе с Соней едет на занятия.
- У неё очень тяжёлая форма ДЦП. Если бы не постоянные упражнения и терапии, мы бы не встали. До сих пор вспоминаю, как всё начиналось: сидишь над ребёнком, массируешь, разминаешь ножки, ручки. Малышка плачет, а ты отворачиваешься, стараешься ей свои слёзы не показывать.
- Да, это было ужасно, - морщится Соня.
- А ты разве помнишь? – спрашиваем.
- Нет, она просто до сих пор не любит эти упражнения. Самое главное для детей с ДЦП – медикаменты, гимнастика и расслабление – грязи, парафин, токи, ванны. Обязателен отдых на море.
- Когда я отдыхала на юге, одна девочка со мной дружить отказалась, потому что я ползала. А мне ведь неудобно и больно ходить по камням, - говорит Соня.
- Ты расстроилась?
- Нет.
- Соню мы никогда не прятали. Она открытая, общительная. Сейчас растить таких детей стало проще, потому что отношение окружающих изменилось. А когда Соня была совсем маленькая, во дворе мамы подходили к своим детям и говорили: "Отойди от этой девочки, она больная". Прямо при Соне это говорили, представляете!
Благодаря лечению София недавно встала на ноги и теперь пытается ходить без костылей. Она открывает семейный альбом и смеётся над фотографиями 11-летней давности. Не может представить, что когда-то у неё были ручки, которые не двигались, и ножки, на которых она не могла ходить.
Мама многое делает для развития дочери. София учится в школе-интернате в четвёртом классе и посещает разные секции: занимается бисероплетением, рисует, катается на лошадях. Но главное её увлечение – мыловарение. В кухне-мастерской повсюду разбросаны резиновые формочки для мыла, а на плите стоит поднос с готовыми изделиями – ёлочками, мишками, цветочками. Больше всего София любит делать ангелов. Она может просидеть за работой несколько часов подряд, создавая новые фигурки. Вот и теперь, немного поболтав с нами, убегает разрисовывать мишек из шоколадного мыла. А Юля с гордостью демонстрирует "подарок маме" - цветочную клумбу, которую Соня изготовила с большим трудом.
Когда увлечение превратилось в небольшой "бизнес" – в семье уже не помнят. Сначала Соня варила мыло просто так, а потом её стали просить сварить его в качестве подарка.
- Теперь нам приходит много заказов – от друзей и их друзей, варит она мыло в основном на праздники. Продаёт фигуры за небольшую цену – 100-150 рублей. Кроме того, это увлечение очень полезно, это Соню развивает. Ведь ей нужно с горячим мылом пройти несколько метров, а перед этим аккуратно разлить его в формочки. Та же гимнастика, - говорит Юля.
- Смотрите, как я делаю, - Соня показывает на пальцах, как выдавливает из шприца мыло. – Так проще рисовать мелкие детали и тонкие линии. Это мы с мамой придумали.
Соню поддерживает клуб молодых предпринимателей. У неё талант к организации "бизнеса". Когда работы невпроворот, девочка не теряется и быстро подключает всю семью, раздавая указания.
- Я считаю, что такие дети ничуть не хуже обычных. Наоборот, они умнее, честнее и добрее. Я буду бороться до конца за право на обучение, за право на качественное бесплатное лечение. Я покажу, какие мы – мамы детей с детским церебральным параличом. И Соня вместе со мной пойдёт по сцене. Пусть все видят нас. Пусть знают, что мы нормальные.