Неформатное счастье
В сознании многих людей счастье непременно связано с тем или иным событием, с жизненным достижением. Вышла замуж — вот оно, счастье. Окончила институт — счастье, ребенка родила — самое главное женское счастье. Счастье — это когда выполняются нормативы общечеловеческой жизненной программы. А так ли это на самом деле?
На важное жизненное событие часто возлагаются огромные надежды. «Вот выйду замуж, и только тогда-то начнется настоящая жизнь». Про замуж — это вообще отдельная тема. Замужество на протяжении веков считалось главнейшим инициирующим событием в жизни женщины. До брака она носит одну, девичью одежду, после брака — другую. К незамужней женщине существует одно вежливое обращение, а в супружестве — теперь уже фрау или мадам. В возрасте за 25 и все еще одна — это как-то несерьезно, а замужем — это правильно и ответственно.
В итоге свадьба часто оказывается событием переоцененным. Слишком многого от нее ждут. Девушки верят, что счастье автоматически воцарится в их жизни вместе с последними тактами марша Мендельсона или под венчальное «Исайе, ликуй!» И вот тогда-то все будет по-настоящему.
А потом вдруг выясняется, что в жизни после свадьбы тоже есть свои печали, сомнения и неудовлетворенные потребности. Нет, это даже не пресловутые борщи-пеленки-мытье полов. Мы все-таки живем в XXI веке, когда домашнее хозяйство значительно упростилось и больше не надо толочь зерно в ступе или полоскать белье в проруби. После свадьбы женщине по-прежнему хочется развиваться и расти. Хочется новых друзей и впечатлений, путешествий, любимого дела и, в особенности, чтобы муж эти начинания понимал и в них поддерживал.
Знаете, причины послесвадебных страданий бывают самыми разными. Одна моя подруга, например, не один год мечтала о круглом кухонном столике со столешницей из желтого закаленного стекла. Она живо представляла себе, как поставит его к окну и будет пить на его блестящей шлифованной поверхности утренний кофе. А муж — очень любящий, ответственный, заботливый муж — вследствие присущей ему житейской практичности считал этот круглый столик ненужной и неудобной вещью, пустой блажью.
Для жены столик был очень и очень важен. Да, муж хорошо зарабатывает, все приносит в дом, не пьет-не гуляет, но вот столик… Без столика было так неуютно, что на четвертом году брака они чуть было не развелись. И когда после очередного примирения в знак возобновления отношений муж ей этот столик все-таки преподнес, отношения в семье коренным образом изменились. Жена убедилась, что если столик, то ее слышат и любят.
А есть и вовсе удивительные явления: женщины, которые счастливы и удовлетворены, несмотря на то, что их личная жизнь не укладывается в общепринятые представления об успехе. Они — о, ужас! — добровольно одиноки. Или разведены и больше к браку не стремятся. Или вообще монахини. Или у них нет детей, но им все равно удалось состояться как матери кому-то или чему-то.
Женщины одинокие — как правило, сильные люди, потому что им не только приходится идти по жизни без поддерживающего локтя рядом, но и вопреки мнению большинства, которое в добровольность их одиночества и в их удовлетворенность одиночеством не верят. Она любит свою работу? Ну, это потому что мужчины с ней рядом нет и больше нечем заняться. Занимается делами милосердия? Ну, конечно, ей же энергию девать некуда — то ли дело, если бы была семья.
Но, вопреки стереотипам, лучи неподдельного счастья вы можете увидеть на лице старенькой церковной свечницы одного из центральных московских храмов, которая и замужем никогда не была, и вся-то ее семья — три кошки. Даже трудно сказать, кто она: то ли по сей день вечный ребенок, куда-то спешащий, живой и неугомонный, то ли добрая бабушка всего прихода.
Или может быть счастливой другая странная бабушка — путешественница. Она свободно говорит на четырех языках и сегодня гостит у одних друзей в Лондоне, а через две недели — у других в Мадриде. Бабушку искренне изумляют люди, которые способны потратить свою большую зарплату на пафосный и бессмысленный очередной ремонт или на брендовые вещи, но при этом почти нигде не побывать. Ведь она-то свои скромные сбережения целиком и полностью тратит на авиабилеты, визы, гостиницы и прочие дорожные расходы.
Кто может быть несчастнее созависимой жены алкоголика? Вот уж от кого не ожидаешь примера удовлетворенности жизнью. Тем не менее, однажды эта женщина, придя к полному краху, осознала: я — это не он. У него своя жизнь, у меня — своя. Нет, они не развелись, но она научилась чувствовать, где заканчивается он и начинается она. И открыла свою творческую мастерскую, где создавались уникальные вещи. Про нее начали писать в газетах и приглашать участвовать в выставках, и тут-то муж осознал, что рядом с ним не опустившееся создание, орущее: «Опять нажрался!», а яркая, интересная женщина, которая даже как-то без него обходится. И даже как-то рядом с ней неловко себя чувствовать похмельным, неряшливым, окруженным компанией друзей-алкашей. Тогда и алкоголику пришлось жить: он увлекся спортом и собрал вокруг себя клуб единомышленников любителей бега.
Впрочем, все перечисленные героини все-таки выделяются из толпы, поэтому я и обратила на них внимание. А ведь где-то в тиши живет немалое количество счастливых женщин с самыми разными семейными и социальными статусами. Им удается радоваться жизни именно потому, что они научились от всех этих статусов не зависеть и себя ими не измерять. А просто жить свою жизнь, такую, как она есть. В каждый момент, а не только в минуты побед и достижений.