Помощь приникнет с небес
ки Войно-Ясенецкого...
Отец Сергий собирался посетить выставку, но обстоятельства помешали этому. Организаторы выставки благодарят его и его помощников за оказанное содействие и отзывчивость.
Конференция началась с праздничной Божественной литургии в храме иконы Божией Матери «Державная». Затем в Общество православных врачей были торжественно приняты кандидаты, прошедшие годовой испытательный срок, которые дали присягу православного врача. Состоялась также церемония освящения врачебных халатов.
Протоиерей Сергий Филимонов выступил с докладом «Больница, врач, священник, больной во вчерашней, сегодняшней и завтрашней России». Затем ответственный секретарь Общества православных врачей Санкт-Петербурга С.В. Лободина и член правления Общества Н.Ф. Жарков рассказали о своем участии в работе VI Международной научно-практической конференции, посвященной духовному и врачебному наследию святителя Луки – профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого, которая состоялась 5 июня 2014 г. в Главном военном клиническом госпитале им. Н.Н. Бурденко (город Железнодорожный Московской области, поселок Купавна).
Общество православных врачей Санкт-Петербурга наряду с другими проблемами занимается проблемами аборта, дородовой диагностики, контрацепции и т.п. Представляем вашему вниманию интервью с протоиереем Сергием Филимоновым «Помощь приникнет с небес», опубликованное в журнале «Народная Здравница» в июле 2007 года.
– Батюшка, какие последствия имеет аборт?
Многие женские болезни возникают после произведенного аборта. Решаясь на этот шаг, женщина должна знать, что кара наступит неизбежно, что она совершает тяжкий грех, который в церкви называется «детоубийство». Души нерожденных детей не погибают, они находятся в том месте, где нет мучений, а женщина, которая сделала аборт, за совершение такого греха, если она не исповедовалась до конца жизни, однозначно попадает в ад, в место самых худших и тяжелых мучений. Святитель Иоанн Златоуст называл делающих аборт «худшими, нежели убийцы».
Аборт представляет серьезную угрозу физическому и духовному здоровью матери. Прервав беременность, женщина бросает вызов Богу, и в этой жизни подвергает себя опасности остаться одинокой, потерять родных и близких, стать глубоким инвалидом. Она подвергает опасности и жизнь своих родственников, потому что Господь за аборты наказывает не только женщину, но и всех живущих с ней под одним кровом. Кровь убиенных младенцев вопиет от земли. Только в случаях, когда существует прямая угроза жизни матери, особенно при наличии у нее других детей, в пастырской практике рекомендуется проявлять снисхождение.
Еще более кощунственно произведение абортов с целью «поставки» зародышевых тканей и органов. Собор Русской Православной Церкви определил, что применение методов так называемой фетальной терапии безусловно недопустимо, потому что «в основе их лежит использование тканей и органов человеческих зародышей, абортированных на разных стадиях развития, для попыток лечения различных заболеваний и "омоложения" организма». Осуждая аборт как смертный грех, Церковь не может найти ему оправдания и в том случае, если от уничтожения зачатой человеческой жизни некто, возможно, получит пользу для здоровья. Эффективность такой терапии в настоящее время лишь гипотетическая, но даже при условии, что она была бы научно доказана, подобная процедура являет пример вопиющей безнравственности и носит преступный характер, способствуя распространению и коммерциализации абортов.
Церковь не отвергает женщин, совершивших аборт, а призывает их к покаянию и к преодолению пагубных последствий греха через молитву и несение епитимий с последующим участием в спасительных таинствах.
– Оправданы ли методы дородовой диагностики?
– С точки зрения диагностики УЗИ необходимо, так как не всегда беременность развивается благополучно. Но внеплановое УЗИ небезопасно, так как плод в утробе матери может занять перед родами неблагоприятное положение. Злоупотребление УЗИ может привести к тяжелым родам. Дородовая диагностика может считаться нравственно оправданной, если она нацелена на лечение выявленных недугов на возможно ранних стадиях, а также на подготовку родителей к особому попечению о больном ребенке. Совершенно недопустимо применение методов дородовой диагностики с целью выбора желательного для родителей пола будущего ребенка.
Успехи в расшифровке генетического кода создают реальные предпосылки для широкого генетического тестирования с целью выявления предрасположенности к определенным заболеваниям. Создание генетического «паспорта» при разумном использовании полученных сведений помогло бы своевременно корректировать развитие возможных для конкретного человека заболеваний. Однако есть реальная опасность злоупотребления генетическими сведениями, при котором они могут послужить различным формам дискриминации. Кроме того, информация о наследственной предрасположенности для кого-то может стать непосильным душевным грузом. Поэтому генетическая идентификация и генетическое тестирование возможны только на основе уважения свободы личности. Правом на жизнь, любовь и заботу обладает каждый человек, независимо от пола или наличия у него тех или иных заболеваний, переданных генетически. Согласно Священному Писанию, Сам Бог является «заступником немощных» (Иуд. 9, 11). Повеление «Не убивай ребенка, причиняя выкидыш» помещено в «Учении двенадцати апостолов».
– Является ли контрацепция лучшим способом избежать греха детоубийства?
– Некоторые из противозачаточных средств фактически обладают абортивным действием, искусственно прерывая на самых ранних стадиях жизнь эмбриона. Посему к ним применимы суждения, относящиеся к аборту. Другие же средства, в том числе воздержание и естественное предохранение, которые не связаны с пресечением уже зачавшейся жизни, к аборту приравнивать не следует. Контрацептивные таблетки, которые врачи назначают в лечебных целях, используются как замещающие гормональные средства нехирургического лечения. Поэтому, если они применяются не в целях предотвращения беременности, а для профилактики опухолей, излечения неблагоприятных гормональных отклонений, не стоит бояться их принимать.
– Что делать семейным парам, не имеющим детей? Каково отношение Церкви к репродуктивным технологиям?
Во-первых, обратите внимание – в мире постепенно вырабатывается отношение к человеческой жизни как к продукту, который можно выбирать согласно собственным склонностям и которым можно распоряжаться наравне с материальными ценностями. В молитвах чина венчания православная Церковь выражает веру в то, что чадородие есть желанный плод законного супружества, но вместе с тем не единственная его цель. Наряду с «плодом чрева» на пользу супругам испрашиваются дары непреходящей взаимной любви, целомудрия, «единомыслия душ и телес». Поэтому пути к деторождению, не согласные с замыслом Творца жизни, Церковь не может считать нравственно оправданными. Применение новых биомедицинских методов во многих случаях позволяет преодолеть недуг бесплодия. В то же время расширяющееся технологическое вмешательство в процесс зарождения человеческой жизни представляет угрозу для духовной целостности и физического здоровья личности.
К допустимым средствам медицинской помощи может быть отнесено искусственное оплодотворение половыми клетками мужа, поскольку оно не нарушает целостности брачного союза, не отличается принципиальным образом от естественного зачатия и происходит в контексте супружеских отношений. Вторжение в них третьей стороны (использование анонимного донорского материала) нарушает связь «плоть от плоти», подрывает основы семейного единения. Вынашивание оплодотворенной яйцеклетки (суррогатное материнство) женщиной, которая после родов возвращает ребенка «заказчикам», противоестественно и морально недопустимо. Эта методика предполагает разрушение глубокой эмоциональной и духовной близости между матерью и младенцем, возникающую во время беременности. Дети от суррогатной матери впоследствии могут испытать кризис самосознания.
Нравственно недопустимыми с православной точки зрения являются также все разновидности экстракорпорального (внетелесного) оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение «избыточных» эмбрионов. Оплодотворение одиноких женщин с использованием донорских половых клеток лишает будущего ребенка права иметь мать и отца, обрекает на жизнь вне благословенной Богом семьи. Поэтому пастырские рекомендации в случаях бесплодия супружеской пары учитывают возможность усыновления ребенка по обоюдному согласию супругов. Если муж или жена не способны к зачатию ребенка, а терапевтические и хирургические методы лечения бесплодия не помогают, им следует со смирением принять свое бесчадие как особое жизненное призвание.
Наша главная защита – молитва. Женщины молитвенно обращаются к Подательнице божественной благости – Пресвятой Богородице, Ее чудотворным святым образам – иконам Божией Матери «Утоли моя печали», «Всех скорбящих Радосте», «Скоропослушница», «Целительница», «Избавительница», «Неупиваемая чаша», «Знамение» и другим. Самой распространенной молитвой является Архангельское приветствие (песнь) Пресвятой Богородице, которую мы называем благодатною, то есть исполненной благодати Святого Духа и благословенною из всех жен, потому что от Нее благоволил родиться Спаситель. Благодаря Пресвятую Богородицу за Ее помощь и внимание к нашим немощам и болезням, с благоговением произносят слова Хвалебной песни. Обращаясь к Божией Матери, мы умоляем Ее заступиться за нас пред Своим Сыном, оказать помощь нам в болезнях и страданиях. Искреннее молитвенное слово, вера и соблюдение христианских заповедей непременно призовут помощь с небес.